АМИРАЛЬДИЗМ

АМИРАЛЬДИЗМ – направление в протестантской реформатской теологии, возникшее во Франции в XVII в. Основатель – гугенотский теолог Моиз Амиро, выпускник, а позже профессор теологической академии в г. Сомюре, создавший собственную теологическую школу. Теология амиральдизма, принимая ряд идей ортодоксального кальвинизма, отличалась от него стремлением пересмотреть ряд доктринальных положений. Так, в учении о завете Амиро выделял два вида завета благодати: общий условный завет, заключенный со всеми людьми и дающий каждому возможность уверовать, и особый безусловный, заключенный только с избранными и позволяющий им устоять в вере. Тем самым корректировалось строгое учение о предопределении, и акцент ставился не на избрание, а на оправдание верой. В противоположность решениям Дортского синода, Амиро учил, что Бог стремится спасти всех людей при условии их веры, и что смерть Иисуса Христа достаточна для спасения всех, но это спасение действенно лишь для избранных (это означало отход от доктрины ограниченного искупления). Учение Амиро вызвало критику реформатских теологов Франции, Нидерландов и Швейцарии, на трех французских синодах в 1637, 1644 и 1659 гг. он подвергся обвинению в ереси, но в итоге был оправдан. Условиями Гельветического консенсуса 1675 г. амиральдистские взгляды был допущены в реформатских церквях Швейцарии. В целом амиральдизм оказал значительное влияние на развитие протестантской теологии, положив начало так называемому умеренному кальвинизму. Ряд англоязычных и немецких теологов, начиная с Р. Бакстера, симпатизировали амиральдизму, консервативный же кальвинизм XIX – XX вв. считал это учение искажением кальвинизма. См. также Амиральд (Амиро) Моиз.

 
PR-CY.ru