АМИНЬ

АМИНЬ (от греч. истина) – непереводимый богослужебный возглас, слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие («несомненно», «воистину», «бесспорно», или просто – «да»). Вошло в христианское богослужение в I в. без перевода из древнеиудейской религиозной традиции, где данный возглас играл роль публичного согласия общины верующих на славословие, благословение, моление, проклятие и т.п. старейшины. «Аминь» – наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать «аминь» – значит заявить: то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. В Ветхом Завете «аминь» может иметь смысл, соответствующий нашему «да будет» (Иер. 28, 6). В этом смысле «аминь» переводится в Вульгате, но лишь в Псалтыри: в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода («amen»). Однако чаще всего это слово – обязывающее и выражает свое согласие с кем-либо и тогда оно передается греческим «алифос» – «истинно». Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение. Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В богослужении это слово может иметь и другое значение: если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем благословением Того, Кому покоряются. «Аминь» – молитва, произнося которую молящийся уверен в том, что будет услышан, она становится богослужебным возгласом, произносящимся после славословий. В христианстве «аминь» стал устойчивой литургической формулой, сохранив качество ответной аккламации. Значение (или смысл) свидетельства веры слово «аминь» получало в устах приобщающегося Тела и Крови Христовой. В завершении древнехристианской литургии причастник на слова священника: «Тело Христово» и диакона: «Кровь Христова» отвечал: «Аминь». В молитвах просительного характера данное слово служило выражением желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского, значение слова «аминь» в завершении молитвы «Отче наш». Наконец, если молитва носила характер обета, то с произносимым в заключение ее словом «аминь» соединяется, по указанию Августина Блаженного, смысл намерения исполнить обещанное. Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим обетованиям. Во Христе Бог осуществляет полноту Своих обетований и указывает, что в Нем нет «Да» и «Нет», но «в Нем было "Да" – ибо все обетования Божии в Нем "Да" и в Нем "Аминь", – в  славу Божию, через нас» (2 Кор. 1, 19-20). Здесь апостол Павел передает слово «аминь» греческим словом, означающим «Да», начиная свои поучения словом «аминь», то есть истинно (Мф. 5, 18; 18, 3...), а в Евангелии от Иоанна даже в удвоенной форме (Ин. 1, 51; 5, 19), Иисус Христос выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом. Надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произносит ее от Своего имени, по всей вероятности переносит на Себя возглашение: «Так говорит Иегова». Этим Он выявляет Себя как Посланника Бога истины, и потому истинны Его слова. Вводимые таким образом слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением которой является «аминь». Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? В евангельских обетованиях Иисуса Христа слово «аминь» нередко служит риторическим приемом акцентации на том, что только собираются высказывать вслух. Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный «аминь» это тот, который произносится Христом во славу Божию (2 Кор. 1, 20). Церковь произносит этот «аминь» в единении с избранными на небесах (Откр. 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Иисуса Христа. Потому и Священное  Писание заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр. 22, 20-21). Ныне «аминь» чаще всего произносится в знак подтверждения истинности уже прозвучавших слов, например, в конце молитв, провозвестий и т.п.

 
PR-CY.ru