АМВРОСИЙ, Орнатский Андрей Антонович

АМВРОСИЙ, Орнатский Андрей Антонович (1778–1827 гг.) – историк русской церкви, епископ пензенский и саратовский. Происходил из семьи диакона Новгородской губернии. В ноябре 1788 г. поступил в Кирилло-Белозерское духовное училище, а через четыре года был переведен в Александро-Невскую семинарию, называвшуюся в то время главной, и с 1797 г. переименованную в академию. После ее окончания в 1800 г. Андрей Орнатский определен вначале преподавателем разных предметов в Новгородскую семинарию, в 1802 г. назначен там инспектором, а в 1804 г. – префектом и учителем философии. 16 июля 1805 г. принял постриг, 20 рукоположен во иеродиакона, 23 – во иеромонаха и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Возведенный 9 февраля 1808 г. в сан архимандрита, Амвросий назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря и ректором Новгородской семинарии; в сентябре 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев монастырь с оставлением в ректорском звании, а в марте 1812 г. оставил должность ректора и был назначен настоятелем ставропигиального московского Новоспасского монастыря. Награжден орденом Св. Анны за труды по восстановлению московских храмов и монастырей, пострадавших при пожаре 1812 г. В 1815 г. Амвросий был почетным членом московского императорского Общества истории и древностей российских. 12 марта 1816 г. хиротонисан в Петербурге во епископа старорусского, викария новгородской митрополии, а 9 ноября 1819 г. назначен епископом пензенским и саратовским. В январе 1825 г. Амвросий обратился в Священный синод с прошением уволить от управления епархией для завершения работы над «Историей российской иерархии», над которой он работал совместно с Евгением (Болховитиновым). Этот труд продолжил традицию сборников об иерархии, появившуюся в XVII в. в Западнорусской митрополии, когда были составлены каталоги русских архиереев, рассматривающие иерархию с точки зрения первоначального подчинения ее папе Римскому или патриарху. Поселившись в Кирилло-Белозерском монастыре и заняв маленькое помещение, Амвросий вел совершенно уединенную жизнь, сам исполнял все черные домашние работы, отдаваясь аскетическим подвигам. Отзывы о его характере различны. Одни говорят, что он, особенно в молодых летах, отличался живостью характера, добротою, общительностью и не чужд был некоторых слабостей и увлечений. Другие, наоборот, рисуют его, вспыльчивым, раздражительным, требовательным и неуживчивым, вследствие чего и было у него, будто бы, много столкновений с светскими властями, особенно в Пензе, что, главным образом, и побудило его, будто бы, выйти в отставку. Достоверно известно, что в период управления пензенской епархией Амвросий требовал подвижничества от духовенства и свои обличения предъявлял и светским властям, не изменив своему суровому обращению даже в отношении Александра I, посетившему Пензу. Из представления митрополита Амвросия Подобедова в Священный синод о разрешении напечатать «Историю российской иерархии» видно, что это не самостоятельное произведение, а перевод с латинского книги под названием «Опыт российской иерархии, сочиненной Никодимом Селлием, монахом и учителем Александро-Невской школы», но перевод «исправленный с летописями и другими рукописями, расположенный по современному порядку иерархии российской, во многом дополненный и доведенный до последнего времени». В этом труде собран богатый материал по истории русской церкви с самого начала ее существования. Особенно ценны главы о монастырях. В свое время труд Амвросия был очень ценным пособием по истории русской церкви, в настоящее время в нем обнаруживается слишком много неточных сведений.

 
PR-CY.ru