АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ - Страница 2

Он умел, благодаря своему дипломатическому такту, импонировать власти, часто находившейся под влиянием ариан. Амвросий был борцом христианства с умирающим язычеством, определяя своим влиянием антиязыческую политику императора Грациана и его преемников, выступал против тех или иных мер государственной власти во имя христианской морали и умел настоять на своем даже в борьбе с Феодосием Великим. Сочинения Амвросия отмечены особым интересом к моральным проблемам, трактуемым в духе стоического рационализма: его трактат «Об обязанностях церковнослужителей» не только в заглавии, но и в организации материала следует трактату Цицерона «Об обязанностях». Особые заслуги принадлежат Амвросию как основателю церковной латинской гимнографии: он ввел антифонное пение (попеременное на 2-х клиросах). Его гимны просты и аскетичны по метрике и образной системе и представляют контраст цветистой риторике византийских песнопений. Как догматик Амвросий Медиоланский твердо стоял за никейский символ веры. Вводя в обиход Запада главным образом аллегорический прием толкования Священного Писания, приводящий, например, к пониманию Авраама как духа в состоянии добродетели, он интересовался по преимуществу только тем, что связано с моральными задачами церкви – «Царства Божия на земле». Он говорил о наследственности греха, не отказывая в то же время человеку в свободе воли. В настойчивости, с какой Амвросий указывал на связь греховности человека с грехом Адама, он идет дальше и греков, и Тертуллиана, делая тем самым шаг к Августину Блаженному, который мыслится как краткий и неповторимый момент встречи двух эпох, когда основания средневековой идеологии уже продуманы и прочувствованы с основательностью и последовательностью, еще чуждой поколению Лактанция, но античная изощренность ума и чувства сохранена в степени, неведомой уже младшим современникам Августина. Догматика Амвросия касается вопросов богословия Троицы, христологии, учения о таинствах и покаянии (того, что было актуально при ведении споров с арианами). Сборник его проповедей «О таинствах» обращен к только что окрестившимся христианам. Известны также его труды «О вере», «О Святом Духе», «Шестоднев», ему приписывают самый известный гимн католической церкви Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Его именем назван особый литургический обряд. Амвросий привлекал к себе своим характером и пастырскими заботами. Он не дал арианам захватить миланскую базилику, хотя для этого иногда ему приходилось вместе с клиром и народом проводить в ней дни и ночи. В своих сочинениях Амвросий Медиоланский, прежде всего, проповедник. Его проповеди большей частью ведут свое происхождение от его деятельности, некоторые дошли до нас в первоначальной форме. Для иконографии св. Амвросия характерно изображение его с палицей епископа, посохом, бичом в руке (означавшим победу над арианами и язычниками). Он считался святым еще при жизни, прославившись своими многочисленными чудесами, но канонизирован в IX в. и почитается не только католической, но и православной церквами. Св. Амвросий Медиоланский – патрон Милана.



 
PR-CY.ru