Словарь по христианству А АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (340–397 гг.) – епископ Миланский, великий католический святой, реформатор литургии и церковного пения, один из великих отцов церкви. Как писатель и мыслитель он уступает двум младшим представителям христианской литературы второй половины IV в. – Иерониму и Августину, однако без его планомерной, упорядочивающей деятельности, без его организаторской и просветительской инициативы, всегда верно отвечающей потребностям времени, многие позднейшие достижения были бы немыслимы. Происхождение и психологический склад характера связывали Амвросия с поколениями римских администраторов, управлявших империей: он и сам начинал магистратом, но его гражданская карьера неожиданно для него и против его воли была прервана народным выбором, возведшим его, мирянина, на епископскую кафедру города Милана (Медиолана; откуда имя – Медиоланский). Родился Амвросий в Трире, Арле или Лионе, принадлежал к знатному роду. Его отец был префектом Галлии и предназначал сына к государственной деятельности. Амвросий получил образование в Риме, где рано выдвинулся благодаря своему ораторскому таланту. Еще молодым он служил консуляром Верхней Италии. В 374 г., после смерти медиоланского епископа Авксентия, вопрос о его преемнике вызвал упорную борьбу между православными и арианами. Амвросий пришел на собрание как должностное лицо, чтобы успокаивать собравшихся, но единогласно был ими избран епископом, несмотря на отказы, которые он аргументировал тем, что был всего лишь катехуменом (т.е. оглашенным). Но он и ранее был подготовлен к этой деятельности христианской традицией своего рода и влиянием старшей сестры Марцеллины, а также благодаря усердному изучению богословия и прирожденному ораторскому таланту.  Амвросий предвосхитил столь важный для Средневековья тип католического прелата, властного, дельного и распорядительного, решительно вмешивающегося в политические распри и не боящегося спорить со светской властью. В частности, когда христиане одного из сирийских городов разрушили синагогу, а император приказал восстановить ее силами и средствами христиан, то Амвросий возразил, что негоже христианам восстанавливать иудейские храмы.

 



 
PR-CY.ru