АМВОН

АМВОН – крайний выступ предалтарного возвышения в древнем христианском храме, с которого читались тексты Библии, проповеди, пелись псалмы и совершались богослужебные действа. Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, он представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и сидение для епископа. Прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников, мог стать амвон Софии Константинопольской, который был окружен 8-ю колоннами, а над ними высилась крыша (киворий). Это – единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик. На нем также совершался обряд «Воздвижение креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти». Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма,  в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают. В русской православной церкви амвон – полукруглая часть солеи напротив царских врат (солея – возвышение перед иконостасом). Символически амвон – это камень, которым был завален вход в погребельную пещеру Иисуса и который был отодвинут ангелом (в Евангелии от Луки – двумя ангелами) в день Воскресения. Священник и диакон, поднявшиеся на амвон, символизируют собой ангелов – вестников Воскресения Господня. Поэтому не священнослужителям восходить на амвон было строго запрещено. В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (напротив Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся, откуда диакон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени, которые знаменуют лестницу Иакова. Ныне отдельно стоящие невысокие амвоны в Русской православной церкви встречаются в кафедральных соборах и используются только как «облачальное место».

 
PR-CY.ru