АМАРТОЛ Георгий

АМАРТОЛ Георгий (Георгий Монах, IX в.) – византийский летописец, монах, автор популярной в Византии и на Руси «Хроники», излагающей всемирную историю от сотворения мира до 842 г. Он больше известен под именем «Амартол» (по-гречески – «грешник»). Георгий так назвал себя в заглавии хроники, хотя это имя представляет собой форму для выражения монашеского смирения. Хроника охватывала период мировой истории от сотворения мира до восстановления иконопочитания поместным Константинопольским собором 842/43 гг. Автор – свидетель еще не остывшей борьбы за иконопочитание и дает почувствовать это во многих местах последней части своей летописи. Она состоит из краткого вступления и четырех книг. В первой книге изложена история человечества до потопа, затем – древнейших государств: Вавилона, Ассирии, Персии, Египта, Древнего Рима (до царствования Александра Македонского включительно). Вторая книга включает в себя библейскую историю от Адама до Антиоха; третья – историю Римской империи и Византии вплоть до 30-х гг. IV в. Четвертая книга посвящена христианскому периоду истории Византии до 842–843 гг. и заканчивается упоминанием поместного Константинопольского собора, восстановившего православие и почитание икон. Последний император его хроники – Михаил III (842–867 гг.). Императоры-иконоборцы под его пером – зверонравные деспоты. Например, Льва Исавра (716–741 гг.) он характеризует как «богоборца, взбесившегося против правой и древней веры, как свирепейшего зверя, как лютого льва, как гнуснейшего» и пр. Поэтому летопись в своей важнейшей части дает материал, которым можно пользоваться только с большой осторожностью. Но зато она имеет и другое значение – как отражение воззрений и вкусов среды, которая в Византии играла исключительную роль, – монашеской. Идеи аскетизма автор часто выдвигает на первое место в фантастических разукрашенных рассказах. Хроника пестрит повествованиями о видениях, знамениях, диковинных событиях. Именно такая манера изображения прошлого сделала из хроника Амартола одну из самых популярных книг для чтения как в Византии, так и на Руси. Наши старые хронографы в огромном большинстве своем были компиляцией работ Иоанна Малалы, Константина Манассии, Иоанна Хонары и Амартола. Симпатии, которыми пользовалась хроника Амартолы, объясняют обилие и разнообразие ее рукописей. Во многих списках она имеет продолжения и всюду значительные дополнения  и изменения. Отсюда – необычайная трудность хорошего издания ее текста.

 
PR-CY.ru