Словарь по христианству А АЛЬТХАУС Пауль

АЛЬТХАУС Пауль

АЛЬТХАУС Пауль (1888–1966 гг.) – немецкий теолог, один из значительных лютеранских теологов XX в. Родился в Оберсхагене, близ Ганновера, в семье тоже известного теолога. Учился в Гёттингене, Тюбингене, окончил также теологическую семинарию в Эрихсбурге (Ганновер). Был приват-доцентом в университете Гёттингена (в 1914–1920 гг.), преподавал в университетах Ростока (в 1920–1925 гг.) и Эрлангена (в 1925–1966 гг.), служил капелланом германской армии (в 1915–1918 гг.), в 1926 г. стал президентом Лютеровского общества, сменив на этом посту К. Холла, и стал одним из основателей «Журнала систематической теологии». Альтхаус перешел от исторического исследования наследия М. Лютера к развитию на основе его идей современного богословия – догматики, антропологии, этики, уделяя внимание и проблемам философской теологии. Он стал ведущим исследователем наследия Лютера в первой половине XX в. Осмыслению учения родоначальника немецкой Реформации Альтхаус посвятил не только труды 1922–1938 гг. («Последние вещи», «Религиозный социализм», «Основания этики», «Павел и Лютер о человеке», «Так называемая керигма и исторический Иисус», «Этика Мартина Лютера»), но и одну из последних своих работ – «Теология Мартина Лютера» (1962 г.). Прежняя интерпретация Лютера, особенно в трудах А. Ритчля, вызывала критическое отношение Альтхауса, который не был вполне согласен с тем, что в центре теологии Лютера мыслились только доктрины оправдания верой и теология креста. Само его учение он воспринимал также критически, в особенности то, что он называл «чрезмерным пессимизмом» у Лютера в его доктрине о последствиях первородного греха. Вместе с тем исследования Альтхауса в области догматики и этики составили оппозицию «теологии кризиса» К. Барта, которого он подверг критике за то, что тот отвергал естественную теологию, возражал против чрезмерного христоцентризма в учении К. Барта об Откровении. Альтернативу бартовской диалектической теологии Альтхаус предлагает в своем комментарии на послание апостола Павла к римлянам (1932 г.), в сочинении по эсхатологии «Последние вещи» (1922 г.), очерках догматики и этики (1929–1932 гг.), в книге «Христианская истина» (1948 г.). Он критикует также Р. Бультмана, поскольку тот не признавал какой-либо существенной связи между верой и историей в керигме. В своем исследовании «Павел и Лютер о человеке» (1938, 1951, 1963 гг.) Альтхаус сопоставляет антропологию реформаторов с антропологией апостолов и приходит к заключению, что реформатор с его концепцией естественного человека, который, согласно Лютеру, может только ненавидеть закон Божий, все же невольно и непроизвольно упростил новозаветное понимание человека. Альтхаус защищает традиционное христианское учение об общем Откровении вне истории спасения. По его мнению, Откровение всегда соотнесено с определенной действительностью человеческого существования и с его опытом понимания мира, с самопониманием человека. Поэтому вера, настаивает Альтхаус, никогда не закончена. Она должна вновь и вновь пронизывать новую действительность мира и преодолевать ее. Для Альтхауса проблематично уже само понятие потусторонности. Царство Божие для него входит в посюстороннее, в этот мир и историю. Он стремился учить старым истинам новым способом, поэтому полностью принимал историко-критическую науку о Библии. Альтхаус как ведущий церковный деятель сильно скомпрометировал себя участием в деятельности Германской национальной партии, которая образовала коалицию с национал-социалистической партией (нацистами) и помогла Гитлеру прийти к власти. Кроме того, в некоторых работах 1931–1938 гг. Альтхаус одобряет политику нацистского правительства.

 
PR-CY.ru