АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ - Страница 7

Архипастырское попечение о российских «матфеевских» общинах возложено на митрополита Кирика – одного из греческих иерархов этой «ветви». Значительная община «каллиникитского» Синода Греческой «старостильной» церкви (назван по имени своего председателя – митрополита Ламийского Каллиника) имеется в Санкт-Петербурге; ее возглавляет иеромонах Нектарий (Яшунский). Есть сведения о последователях этой «ветви» ИПЦ Греции в Москве, Воронеже и Калужской области. Одной из самых молодых «ветвей» альтернативного православия является Российская истинно-православная церковь (РИПЦ), разделившаяся в 1999–2000 гг. на четыре самостоятельных Синода. Она возникла лишь в 1996 г., когда инициативная группа из четырех бывших последователей РПЦЗ в России обратилась к главе УАПЦ Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Димитрию (Яреме) с просьбой о рукоположении епископов для России. В ответ на эту просьбу иерархи УАПЦ архиепископ Роман (Балащук) и епископ Мефодий (Кудряков) рукоположили Иоанна (Модзалевского) во епископа Московского и Коломенского. Спустя полгода после этих событий, 17 декабря 1996 г., епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) рукоположили в Тернополе (Украина) архимандрита Стефана (Линицкого) во епископа Санкт-Петербургского и Старорусского. В 1997 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало учредительные документы РИПЦ. В январе 1997 г. к ней присоединился архиепископ Амвросий (Катамадзе), занимавший до 1991 г. Никорцминдскую кафедру официальной Грузинской православной церкви. Будучи одним из духовных лидеров «звиадистов», архиепископ Амвросий был вынужден эмигрировать из Грузии после свержения президента Гамсахурдиа. 30 марта 1997 г. архиепископ Амвросий, епископы Иоанн и Стефан рукоположили грузинского архимандрита Моисея (Ходжаву) во епископа Гайнатского и Имеретинского, положив тем самым начало существованию «братской» Грузинской истинно-православной церкви. Вскоре епископ Иоанн (Модзалевский), опираясь на поддержку Патриарха Димитрия (Яремы), недовольного «суверенизацией» РИПЦ, устроил Поместный собор, на котором запретил в служении «за самочиние» всех остальных епископов. Запрещенные епископом Иоанном архиереи созвали свой Архиерейский собор, на котором передали церковное управление Совету преосвященных викариев, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в митрополиты) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы). Во второй половине 1997 и начале 1998 гг. рост епископата РИПЦ продолжался: во епископа Волоколамского был рукоположен Рафаил (Прокофьев), а во епископа Санкт-Петербургского – Сергий (Моисеенко); в РИПЦ перешли ранее отделившиеся от РПАЦ епископы Тульский и Брянский Арсений (Киселев) и Казанский и Марийский Александр (Миронов). В начале 1999 г. внутри РИПЦ возникли серьезные разногласия, и она распалась сначала на два Синода – «консервативный» и «либеральный», а затем – на четыре. В настоящее время преемниками РИПЦ считают себя Синод под председательством архиепископа Вячеслава (Лисового) (два архиерея и несколько приходов; умеренно-консервативная церковная идеология), Синод под председательством митрополита Амвросия (Катамадзе) (семь архиереев и около 20 приходов, консервативная церковная идеология), группа митрополита Рафаила (Прокофьева) (три архиерея, 15 приходов, сравнительно либеральная идеология); Православная церковь возрождения, возглавляемая митрополитом Стефаном (Линицким) и протопресвитером Глебом Якуниным, преданным анафеме в РПЦ (восемь архиереев, 20–30 приходов; эта группа исповедует весьма либеральную церковную идеологию и считает себя последовательницей обновленцев 1920-х гг.).

 



 
PR-CY.ru