АЛЛИЛУЙЯ

АЛЛИЛУЙЯ («хвалите Бога» или «славьте Господа») – напев, возглас восторженного, ликующего характера в церковных песнопениях. Возник в культовой практике семитских племен. В Библии есть ряд псалмов аллилуйи, предназначавшихся, по-видимому, для пения хорами левитов в Иерусалимском храме; они исполнялись и в синагогах. Аллилуйя вошла и в раннехристианское богослужение как вступление или заключение молитвы, с присовокуплением слов: «Слава тебе, Боже». Первые напевы начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались развитым заключением, которое исполнял искусный певец. Такой вид пения аллилуйи со времени Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.) был общепринятым и на Западе оказал некоторое влияние на так называемое амвросианское пение. Папа Григорий I Великий (ум. 604 г.) дополнил его стихами из псалтири, поэтому ее украшенная концовка оказалась в середине песнопения и получила название юбиляции, а новая форма аллилуйи стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких напевах нередко проступали черты трехчастности и симметрии; они оказали влияние на формирование трехчастных структур светской музыки («ария da capo»). На Руси в первой четверти XV в. возник спор: как следует произносить слово «аллилуйя»: три раза (трегубая аллилуйя) или два раза (сугубая аллилуйя). В греческой традиции сначала существовало троение аллилуйи, затем с IX в. вместе с троением имело место и двоение (на Афоне), а с первой половины XVII в. троение аллилуйи стало господствующим. Первые недоумения по поводу аллилуйи произошли в Псковской области. Отвечая псковскому духовенству, митрополит Фотий в 1419 г. высказывался за трегубую аллилуйю. Лет тридцать спустя тот же спор был возбужден иноком псковского Елеазарова монастыря преподобным Евфросином, который слышал в Константинополе сугубую аллилуйю, от патриарха Иосифа также получил наставление сугубить и, после возвращения в свой монастырь, стал петь аллилуйю дважды. Против него восстал некий распоп Иов, живший в Пскове, и написал на Евфросина обличительную «епистолию». Евфросина стали называть еретиком; псковичи написали указ, чтобы троить аллилуйю, ибо кто двоит ее, тот отлучает Святого Духа от Отца и Сына. В конце XV в. новгородский епископ Геннадий писал об аллилуйи Дмитрию Толмачу, который ответил, что аллилуйю можно и сугубить, и трегубить, лишь бы мысль была православная. Но этот ответ не успокоил умы: споры продолжались.

 



 
PR-CY.ru