Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ум. в 326 г.) – архиепископ Александрийский.  Был возведен на Александрийскую кафедру после смерти архиепископа Ахилла в 313 г. В период своего архиепископского служения боролся со схизмой Мелетия и арианством. В 318 г. между ним и пресвитером Арием произошел спор о природе бытия Святой Троицы. Диспут с Арием затронул нерешенные проблемы, возникшие из слияния христианства с эллинистическими мистериальными культами и восточным дуализмом. Александрийский пресвитер Арий отстаивал такое понимание Христа, которое отдаляло его от абсолютного Бога Отца и приближало к сотворенному миру. Из этой концепции с логической необходимостью вытекало одобрение мирской жизни и утверждение примата светской власти над церковной, что и вызвало враждебное отношение к нему со стороны клира. Арий, сочиняя для широкой пропаганды своих взглядов поэму «Фалия», обратился к иным традициям. Богословские вопросы были изложены в ней настолько популярно, что стали достоянием уличных пересудов и вовлекли в спор множество мирян. Арианство стало очень быстро распространяться, причем, в первую очередь, на канонической территории Александрийской кафедры. В 320 г. на Поместном соборе, созванном Александром в Александрии, Арий и его последователи были отлучены от церкви, однако Собор мира не восстановил, поскольку в соседних областях не все разделяли его решения. Архиепископ Александр обратился за помощью к императору Константину, который инициировал созыв Первого Вселенского собора в Никее в 325 г. На нем Александрийский епископ Александр был одним из главных его деятелей, возглавлял партию православных епископов, во время заседания Собора занимал место председателя. Догматический вопрос, который предстояло решить, состоял в следующем: нужно ли признавать Сына Божьего Богом, равночестным с Богом Отцом, или следует считать Его лишь совершеннейшим из творений. Были сторонники и третьей точки зрения, которые признавали Сына Богом, но Богом не равного достоинства с Отцом. Крайних ариан на соборе было немного – всего около 17 человек. Значительно больше набралось так называемых полуариан. В догматическом отношении они хотя и почитали Сына Божьего Богом, но считали божество Его неравным божеству Отца, а соподчиненным. Эту партию возглавлял известный церковный историк Евсевий Кесарийский. Она держалась догматического учения о том, что Сын Божий так же совершенен, как и Отец. Как формулировался символ веры строгих ариан, не известно, но несомненно, что он содержал в себе самую сущность арианской доктрины: «Сын Божий – произведение и тварь», «было время, когда Сына не было», «Сын изменяем по существу». Арий, присутствовавший на первых заседаниях собора, сам представлял этот символ, однако его объяснения не произвели на епископов впечатления. Как только символ Ария был отвергнут, список его разорвали в клочья.

 



 
PR-CY.ru