АКЕФАЛЫ

АКЕФАЛЫ (от греч. – безглавые, не имеющие начальства) – общий термин православной ересиологии VI в. для обозначения многообразных, делившихся и объединявшихся групп монофизитов. Первыми так назывались в эпоху монофизитских споров члены Александрийской школы, не пошедшие за своим патриархом Петром Монгом, который принял «Энотикон» императора Зенона (482 г.). В дальнейшем термин «акефалы» применялся более широко, независимо от того, отделялась группа с епископом или без него. Догматические споры VI в. внутри монофизитской среды сводились в целом к следующему: отношение двух природ воплощенного Логоса, отношение ипостаси воплощенного Логоса к остальным ипостасям Троицы, отношение плоти  Христа до воскресения к ипостаси воплощенного Логоса. Первый конфликт на почве христологии возник в 519 г. и выразился в так называемых феопасхитских (букв. «богострадательных») спорах: «Сын Божий пострадал плотью» (монахи из провинции Малая Скифия во главе с Иоанном Максентием). Спор был разрешен на поместном соборе в 536 г. в Константинополе, исповеданием его стал гимн «Единородный Сыне» (автор – император Юстиниан, монофизиты признают авторство за Севиром). Отдельное направление образовали сторонники некоего диакона Фемистия (выступил после 536 г.), названные агноитами из-за того, что они приписывали Христу неведение. Незнание Христом Судного дня (Мр. 13, 32; Мф. 24, 36) они толковали в том смысле, что такое знание вообще не присутствовало в сознании Иисуса. Получалось, что сознание Христа отличается от того, что можно было бы назвать сознанием Сына Божьего. Но главным расколом в монофизитском мире было разделение его на северианство и юлианизм (по имени основателей) – Севира Антиохийского и Юлиана, бывшего епископа Галикарнасского (ум. после 527 г.). Основное содержание спора было сосредоточено на вопросе о тленности или нетленности тела Христова до воскресения. Сохранились их взаимные бранные прозвища: «танатолатры» («смертепоклонники») для последователей Севира и «афтартодокеты» («нетленномнители») для последователей Юлиана. Другая формула о Христе – «из двух природ» (человеческой и божественной) подтолкнула к вопросу, какой смысл тут имеет слово «природа».

 



 
PR-CY.ru