АКВИЛОНОВ Евгений Петрович

АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861–1911 гг.) – православный богослов-экклезиолог. Сын протоиерея Тамбовской губернии, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, он после ее окончания исполнял обязанности помощника инспектора, а с 1890 г. состоял в должности доцента. В 1900 г. стал  экстраординарным профессором по кафедре введения в круг богословских наук, а с 1905 г. – ординарным. В 1903–1910 гг. являлся профессором богословия в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. С 1896 г. был священником во Входо-Иерусалимской (Знаменской) церкви Санкт-Петербурга, а с 1903 г. – в храме свв. праведных Захарии и Елисаветы Кавалергардского полка. В 1910 г. назначен протопресвитером военного и морского духовенства. Главный труд Аквилонова Е.П. – «Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о теле Христовом». В этом сочинении, представленном на соискание степени магистра, Синодом было усмотрено отклонение от установившегося в нашем богословии воззрения на церковь. Аквилонов должен был его исправить, несмотря на то, что Совет академии признал работу удовлетворительной для получения степени магистра. Исправленный вариант работы под заглавием «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» вышел вторым изданием. Другие труды Аквилонова: «О физико-телеологическом доказательстве бытия Бога» (докторская диссертация, посвященная этой узкой апологетической проблеме); «Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику», «О Спасителе и о спасении», «О божестве Господа нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения», «О божественности христианства и о превосходстве его над буддизмом и мохамеданством», «Об истинной свободе и нравственном долге», «Церковь Христа в деле нашего спасения», «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям», «Мысли о. Иоанна Кроншадтского о воспитательном значении слова Божия». В экклезиологии Аквилонов Е.П. был продолжателем идей, заложенных Филаретом (Дроздовым), А.С. Хомяковым и другими богословами, стремившихся к преодолению схоластики через обращение к святоотеческой традиции, что выразилось, в частности, в представлении о церкви не как об «обществе» или «организации», но как о жизни, причем «самой полной и совершеннейшей из всех, доступных для человека форм жизни». Однако влияние схоластики просматривается в языке Аквилонова: он использует такие выражения, как «конструкция Церкви», называет верующих «материалом, из которого… составляется сама Церковь».

 
PR-CY.ru