АКАФИСТ

АКАФИСТ (греч. – «неседальный») – литургический гимн, хвалебные песнопения в честь Иисуса Христа, Богоматери, какого-либо святого, чудотворных икон или церковного праздника в честь событий библейской и церковной истории. Дословно он обозначает гимн, который исполняется всеми верующими стоя. Акафист обязательно поется на всенощном бдении в субботу на пятой неделе Великого поста. Единый образец для написания акафистов – древний акафист Богородице (VII в.), созданный в память Ее заступничества за Константинополь от нашествия персов и аваров. Его автором, возможно, является Роман Сладкопевец, возможно, – константинопольский патриарх Сергий, современник осады Константинополя 626 г., возможно, – летописец осады Георгий Писида. Акафист состоит из 25 строф – 13 кондаков («кондаком» первоначально назывались свертки написанного с обеих сторон пергамента; кондаки в песнопении излагают в кратких чертах содержание праздника или жизни святого и заканчиваются известными словами, которые обычно повторяются в конце всех следующих за ними икосов) и 12 икосов (от греч. икос – дом, что отражает влияние сирийской богослужебной традиции, в которой термин совмещал значение «дома» и «стихотворной строфы», т.е. сирийские гимнографы нередко исполняли свои произведения, собравшись у кого-либо из христиан на дому). Кондаки и икосы расположены в порядке греческого алфавита (кроме первого кондака) и заканчивается восклицанием «радуйся». В текстах традиционно присутствует как историческое, так и догматическое содержание, причем кондаки (меньшие по объему) задают тему, а икосы (большие по объему) ее развивают. Икосы состоят из двух частей – повествовательной и прославительной, прославительная часть обязательно содержит хайретизмы – славословия, начинающиеся неизменным обращением «Chaere (хайре – радуйся»). Изначально термин «акафист» обозначал одно-единственное ранневизантийское литургическое песнопение – хвалебно-догматический гимн Пресвятой Богородице (8-го гласа), который навсегда остался эталоном акафистографии (составления акафистов; акафистограф – автор-составитель акафистов, церковный поэт). Затем, с появлением подражаний, это понятие стало охватывать все подобные песнопения нарождающегося жанра, а акафист Пресвятой Богородице стал именоваться «Великим акафистом». Греческая церковь только за ним признает право именоваться «акафистом», всем другим неседальным гимнам, построенным по формальной модели акафиста Божьей Матери, было присвоено наименование «подобнов» («Икосы, подобны акафисту…»). В славянской церковной традиции акафист мог появиться около 916 г., поскольку у этому времени был завершен перевод с греческого на славянский язык «Триоди постной», в состав которой он уже тогда входил. Известно более 30 редакций Великого акафиста, но на Руси получила распространение не афонская редакция первой половины XIV в. (старца Иоанна), а киевская редакция 1627 г. архимандрита Елисея (Плетенецкого), т.к. именно на основе елисеевского перевода «Триоди постной» в 1656 г. было подготовлено московское издание этой богослужебной книги.

 



 
PR-CY.ru