АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ - Страница 4

 

Г) Казанская духовная академия в своей истории тесно связана с Казанской духовной семинарией, которая ведет свое начало с 1723 г., а в 1797 г., одновременно с Александро-Невской, преобразована в академию с высшим богословским курсом; для местных нужд здесь преподавался татарский язык. Курс учения в академии продолжался до 14–15 лет, включая курс средней и низшей школы, с подготовительными классами. В 1818 г. академия была закрыта, оставались только классы, соответствующие семинарскому курсу. Новая академия была открыта в 1842 г., сначала в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении, по уставу духовных академий 1814 г. От других академий ее отличало то, что с учетом местных потребностей здесь обучали турецко-татарскому, арабскому, монгольскому и калмыцкому языкам. В 1854–1855 гг. при академии были открыты миссионерские курсы, готовившие специалистов против раскола, магометанства и буддизма. По уставу 1884 г. в академии была введена группа миссионерских предметов, подразделяющихся на татарский и монгольский отделы. С 1855 г. при академии издавался журнал «Православный собеседник».

В настоящее время в Русской православной церкви существует пять духовных академий: Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская и Молдавская. Они находятся в ведении Учебного комитета при Священном синоде. Во главе духовных академий стоят ректоры, чаще всего в епископском сане, непосредственно руководящие учебным процессом. В академии после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. Духовные академии имеют право присваивать ученые степени доктора, магистра и кандидата богословия, доктора церковной истории и доктора церковного права, а также почетного доктора богословия. В духовных академиях помимо сугубо богословских (догматическое богословие, основное богословие, нравственное богословие, пастырское богословие, патрология, сектоведение) и церковно-исторических дисциплин изучаются древние и новые языки, история религий, история русской религиозной мысли, логика, психология, христианская педагогика. В настоящее время богословское образование в Русской православной церкви проходит период своего развития, и на Архиерейском соборе 2004 г. среди других вопросов рассматривались вопросы богословского образования. Духовные академии существуют и в протестантских церквах. В частности, с 1990-х гг. в поселке Заокском (Тульской области) действует Заокская духовная академия Церкви Адвентистов Седьмого Дня. См. ст. Адвентисты.

2. Академии духовные римско-католические ведут свое начало от Виленской иезуитской коллегии, организованной в 1570 г. провинциалом австрийских и польских иезуитов Маги. В 1578 г., по привилегии польского короля Стефана Батория и на основании буллы папы Григория XIII, эта школа была преобразована в академию, или университет, после упразднения ордена иезуитов переименована в Главную школу, с тремя отделениями: моральных, физических и медицинских наук. После раздела Польши она была переименована в Императорский Виленский университет. Особого богословского факультета в университете не было; но при отделении моральных и политических наук полагались кафедры Священного Писания, догматического и нравственного богословия, а несколько позже – и канонического права. Между тем по многим вопросам, в решении которых одни только богословы могли считаться компетентными, они стали собираться на  специальные «сессии» под председательством декана названного факультета, если он был духовным лицом, или старшего из профессоров богословских наук. Такое положение дела не только не вызывало возражений со стороны университетского начальства, но получило признание в наименовании «богословского факультета». В отношениях с этим отделением находилась Главная виленская семинария, учреждение которой было предусмотрено университетским уставом «для совершенного образования священников римско-католического исповедания».

 



 
PR-CY.ru