Словарь по христианству А АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ – учебные заведения, дающие высшее богословское образование. Готовят богословов, преподавателей теологических (богословских) дисциплин духовных учебных заведений и специалистов для церковно-практической деятельности. Само слово «академия» как учебное учреждение связывают с древнегреческим философом Платоном, которым была учреждена школа в саду героя Академа (откуда и ее название). Она давала широкое образование, в ней разрабатывалась, помимо светской философской проблематики, и религиозная. Платоновская академия позже называлась Афинской школой; она просуществовала до VI в. и была расформирована по указанию византийского императора Юстиниана. Репродукцию картины Рафаэля «Афинская школа» можно увидеть на титульном листе данного сайта. В период Средневековья появляются первые духовные академии как в западной, католической церкви, так и в церквах Вселенского православия. Одной из наиболее известных таких академий была академия Грузинской православной церкви в монастыре Гелати (в советский период она не существовала, а ныне действует). Духовные академии существуют и в некоторых других автокефальных православных церквах. В католической также издавна существуют духовные академии, хотя в основном высшее богословское образование дают католические университеты.

1. Академии духовные православные.

А) Прообразом духовной академии, возникшей в Москве, стала Киево-Могилянская духовная академия. Она первоначально появилась в 1615 г. в виде Киево-братской школы при Братском Богоявленском монастыре и предназначалась для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования. Киевский митрополит Петр Могила преобразовал ее по образцу латино-польских коллегий и поместил сначала в Киево-Печерской лавре, потом в Братском монастыре. В школе преподавались славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие. Ученики делились на 8 классов; каждую субботу они упражнялись в диспутах. С 1631 по 1701 гг. школа называлась Киево-Могилянской коллегией. После смерти Петра Могилы (1646 г.), в период борьбы между Польшей и Московией за Малороссию, положение коллегии было трудное. В 1658 г. ее здания были сожжены казаками. Московским правительством было дано разрешение возобновить школу при условии, чтобы в ней обучались только киевские жители, а из неприятельских и других городов никто не принимался, «дабы от сего не произошло смуты». Учение в школе возобновилось только в 1660–1661 гг. В 1701 г. коллегия, переименованная в академию, получила царское жалованье и утверждение прежних прав и преимуществ. Курс наук был расширен: введены французский, немецкий, еврейский языки, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. В 1731–1747 гг. устроителем внутренней и внешней жизни академии стал киевский митрополит Рафаил Заборовский, надолго давшей ей свое имя. Число преподавателей к концу XVIII в. доходило до 20-ти и более.

 



 
PR-CY.ru