АДРИАН - Страница 2

В 1700 г. Петр учредил особую комиссию для составления нового уложения, предусматривающего уравнивание перед государством всех подданных, что неминуемо должно было означать уничтожение правовых и имущественных привилегий церкви. Сознавая эту опасность, патриарх Адриан распорядился собрать воедино памятники церковного права, составившие фундаментальный том под названием «Статьи о святительских судах». Его пафос состоял в утверждении исконных прав церкви, закрепленных в ханских ярлыках, выданных русским митрополитам, в грамотах великих князей и царей. Труд был адресован Петру I, однако практического значения он уже иметь не мог: вопрос о месте церкви в системе государственного управления (а значит, и судьбы патриаршества) был предрешен. Образцом для этого царю-реформатору служили протестантские страны. Петр уже не обращает внимание на этого старорусского консерватора, который, в принципе, не мог быть ему сподвижником. Литературное наследие Адриана разнообразно. Это – увещевания в защиту рядовых стрельцов, грамоты, проповеди, обличения, письма Петру I, воеводам Б.П. Шереметеву, В.А. Голицыну, гетману И.С. Мазепе и др., церковные службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому, духовное завещание. Известность получили его сочинения против старообрядцев в защиту троеперстного крестного знамения (около 1686 г.); «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (1697 г.), разграничивший сферы компетенции светского и церковного судов (в котором видны заботы о церковном благочинии, о снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах и т.д.); а также «Извещение о церковно-школьном образовании» (1698 г.), провозглашавшее приоритет русских учителей перед иностранными (в котором видны те же стремления, что и в «Наказе»). Историки отмечали незлобивость Адриана (его непротивление царским нововведениям вызывало нарекания со стороны юродивого Иоанна Нагого и митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия), а также стремление патриарха соборно решать церковные вопросы (в 1698 г. состоялось два архиерейских собора; первый осудил диакона Петра Артемьева за проповедь католического догмата о главенстве папы Римского, а второй – новгородского дьячка Юшку Микляева (по другим источникам – Михеева) за совершение таинств крещения и браковенчания и обряда отпевания без соответствующих на то полномочий, т.к. Микляев (Михеев) не был рукоположен в иереи).

 



 
PR-CY.ru