АМОН

АМОН одно из имён божественной сущности, почитавшейся в Древнем Египте в качестве великого бога-творца в Фивах или как одна из персонификаций состояния до сотворения мира в Гермопольском учении об Огдоаде. Это имя, встречающееся ещё в «Текстах пирамид», характеризует, прежде всего, трансцендентность божества. В сочетании Амон-Ра, которое впервые становится известным из египетских памятников XI династии (XXI в. до н.э.), «невидимый» бог получает видимый образ – Солнце. Как Мин-Амон, или Камутеф (Телец своей матери), о котором сообщают источники, начиная с XII династии (XX в. до н.э.), Амон приобретает итифаллическое обличье, соответствующее его сущности самосотворенного вечного бога, сына, тождественного своему отцу. Наименование с того же времени Амона Фиванского Атумом-Амоном придавало ему черты, свойственные богу-творцу, почитаемому в Гелиополе. В этом имени выражалась идея божественной полноты Амона. Культовые образы Амона были антропоморфными или зооморфными (изображения в виде гуся, барана, а также бараноголового человека). Важнейшим культовым центром Амона в Египте были Фивы, где Амон носил эпитет «владыка престолов обеих земель», в котором обычно усматривают политический смысл: утверждение вместе с владычеством Амона и власти почитавших его фиванских царей во всём Египте. Фиванские правители носили тронное имя царей Верхней и Нижней страны, поскольку считались сыновьями Ра, а следовательно, и Амона-Ра, – это иллюстрировалось образом священного брака Амона и царицы. Такое понимание просуществовало до времени Александра Великого (Македонского) и было воспринято им для утверждения законности своих прав на египетский престол. В наиболее раннем из известных гимнов Амону Среднего Царства (XVIII–XVII вв. до н.э.) он воспевается как всемогущий жизнедатель, творец богов и людей, «поднявший небо и утвердивший землю», «владыка вечности», «творец света», «владыка правды», «протягивающий руки к тому, кого он любит, и предающий врагов своих пламени», «разделивший людей по облику их» и «слушающий мольбу того, кто в утеснении». Начиная с Нового Царства, возможно, не без влияния учения об Атоне, ещё больше акцентируются черты Амона как божества, объемлющего собой весь мир и наполняющего его «дыханием жизни»: «Твой облик [букв. – внешний вид, цвет кожи] – свет; Твоя плоть – дыхание для каждого носа, вдыхают её – дабы жить [т.е. плоть Амона есть Дух]» (Гимн из Карнакского храма Амона, XII в. до н.э.); «Ты еси небо, Ты еси земля, Ты – воды, Ты – ветер между ними» (Гимн из храма Амона в Эль-Харге VI–V вв. до н.э.). Именно эти черты Амона как пантократора и великого непознаваемого жизнедателя были восприняты греческой стоической и платонической традицией, в которой это понятие рассматривается как важнейшее качество Амона и приобретает, главным образом, значение «дух», «дыхание жизни» (ср. Быт. 6:17; Откр. 11:11; 1 Кор. 15:45). В некоторых случаях это понятие в отношении Амона истолковывалось как «ветер» и проводилась аналогия между Зевсом и Амоном: «Египтяне дают имя Зевса ветру, которому враждебны сушь и зной». Имя Амона составило основу многих теофорных имён, в том числе и раннехристианских, – Аммон, Аммун, Аммоний, Аммонафа и др.

 
PR-CY.ru