Словарь по христианству А АДАМ

АДАМ

АДАМ – имя венца божественного творения, первочеловека во всех так называемых авраамических религиях – иудаизме, христианстве и исламе. В Новом Завете Иисус Христос назван «последним Адамом» и «сыном человеческим» как Богочеловек, воплотившийся на земле и вочеловечившийся ради спасения всех людей и восстановления человеческой природы, падшей из-за первородного греха Адама и его жены Евы. Тем самым Христос противопоставляется «ветхому» Адаму. В древнерусской письменности и народной словесности образы первых людей сильно привлекали внимание христианской среды. Скудные библейские данные об их жизни, осложняясь различными мотивами народных верований, дополнялись многочисленными письменными и устными апокрифическими сказаниями. Уже в древнейших славяно-русских индексах отреченных книг упоминаются, между прочим, «Адам», «Енох и Ламех», под заглавиями которых скрывались восточные сказания об Адаме и патриархах. Это обширное эпическое целое впоследствии распалось на отдельные легенды, которые иногда служили материалом для страниц других памятников, как, например, «Палеи», «Слова Мефодия Патарского» и т.д., иногда являлись самостоятельными сказаниями. Среди них: «Слово об Адаме», «Об исповедании Евине», «Сказание о крестном древе», «О лбе Адама». Авторы любили пересказывать легенду о сотворении Адама из восьми частей: от земли тело, от камня кости, от моря кровь и т.д. Когда Бог пошел взять от солнца глаза Адамовы, Сатана испачкал всего Адама грязью. Бог сделал из этой грязи собаку и повелел ей стеречь Адама, а Сам ушел. В это время Сатана истыкал палкой все тело Адама, оттого среди людей появились болезни. В дуализме этого эпизода нередко усматривали богомильское влияние, с чем трудно согласиться, т.к. по богомильскому учению весь видимый материальный мир – творение Сатаны, а не Бога. Апокрифические сказания об Адаме отразились в духовных стихах о Голубиной книге и о плаче Адама. Вероятно, их слияние с другими мотивами обязано своим существованием многочисленных устных сказаний об Адаме и Еве, которые развивают и усложняют сюжеты, известные апокрифам. Сюжет об Адаме и Еве встречается также в позднейшей русской письменности. Ему посвящена мистерия XVII в. «Жалостная комедия об Адаме и Еве», которая известна только в одной неполной рукописи (сохранилось три акта). В финале Милосердие заступается за Адама и Еву, но Правда не соглашается их пощадить, Бог-Сын советует отыскать мужа, который своей смертью искупил бы грех Адама и Евы. Но на этом рукопись обрывается. Вероятно, «Жалостная комедия» восходит к средневековому западноевропейскому оригиналу.

 
PR-CY.ru