АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР

АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР и др. (ум. в начале IV в.) – мученики (память 28 сентября); сказания, на основании которых составлено Житие этих мучеников, имеют ряд несовпадений, но сходятся в том, что они пострадали при императоре Диоклетиане. В окрестностях Антиохии Писидийской игемон Магн арестовал христианина пастуха Марка и отправил его в Клавдиополь в сопровождении отряда из 30 воинов, которых святой Марк по дороге обратил в христианство. Воины были усечены мечом, а святой Марк осуждён на истязание, для чего из селения Калита (Калута, Каталита), находившегося в той же местности, были приведены три брата-кузнеца: Александр, Алфей и Зосима. Когда они начали ковать орудия пыток, железо разлилось, как вода, их руки оцепенели, и послышался голос, призывавший их пострадать вместе со святым Марком. Они исповедали Христа и были умерщвлены в Калите (или в Клавдиополе, 28 сентября) вливанием в уста расплавленного олова. Святой Марк был распят на кресте, а потом усечён мечом в Клавдиополе 21 сентября, т.е. раньше казни Александра и его братьев; некоторые источники сообщают, что святой Марк был пригвождён к камню, а перед этим ему отрезали язык. По приказанию Магна голову Марка принесли в храм Артемиды, и все находившиеся там идолы упали и разбились. Свидетели этого чуда Николай, Неон и Илиодор, а также некие девы и отроки уверовали во Христа и были за это обезглавлены в городе Моромилии (Филомилии, 13 июля). В славянском «Прологе» сказано, что все мученики пострадали в Антиохии Писидийской. По свидетельству Солунского митрополита Евстфия (XII в.), мученики Александр, Алфей, Зосима и др. особенно почитались в Фессалонике. Краткое Житие святых мучеников переведено на славянский язык в XII в. в составе «Пролога» Константина Мокисийского. Память переведена в первой половине XIV в. в составе «Стишного Пролога» и при служебных Минеях. В XVI в. краткое Житие и память включены в Великие Минеи Четьи под 28 сентября.

 
PR-CY.ru