Словарь по христианству А АДАЛЬБЕРТ ПРАЖСКИЙ

АДАЛЬБЕРТ ПРАЖСКИЙ

АДАЛЬБЕРТ ПРАЖСКИЙ (955–997 гг.) – чешский церковный деятель. Родился в Любице, столице своего отца, восточно-чешского князя Славника, при крещении получил имя Войтех (у поляков – Войцех). В 972 г. Адальберт-Войтех был отправлен в Магдебург, где получил прекрасное для своего времени образование в кафедральной школе. Здесь он познакомился с западными течениями христианства и позже стал их главным пропагандистом в чешском обществе. В Праге он получил должность субдьякона при епископе Титмаре, а после его смерти стал его преемником (983 г.). Обладавший блестящими способностями и знатностью происхождения (к тому же находившийся в родстве с императором Оттоном II), Адальберт более чем кто-либо подходил для занятия епископской кафедры. Но он недолго удержался на своем посту. Ему, строгому христианину, настроенному очень аскетически, были противны разнузданность нравов чехов и малая степень их христианизации: особенно его возмущало легкое отношение к браку. Не умея поступаться своими принципами, Адальберт требовал от еще малокультурного народа слишком многого и только вызывал в массах озлобление. Его западные симпатии, протест против союза Болеслава с язычниками-лютичами совсем испортили отношения между князем и епископом. В 988 г. он тайно покинул Чехию, уехал в Италию и поселился около Рима в монастыре св. Бонифация и Алексея. Вскоре из Чехии прибыло к папе посольство с просьбой вернуть Адальберта обратно в Прагу. Желание чехов нашло энергичную поддержку в майнцском епископе, неодобрительно смотревшем на самовольное оставление епархии подчиненным ему епископом. В 992 г. Адальберт возвратился в Чехию, но мир между ним и паствой продолжался недолго. Жена одного вельможи, обвиненная в прелюбодеянии, бежала на епископский двор, где ее принял под свое покровительство Адальберт. Оскорбленный муж вместе со своими сородичами ворвался к епископу, отыскал жену и тут же убил. Сильно возмущенный епископ апеллировал к князю, но князь и народное мнение встали на сторону убийцы, и Адальберт опять оставил непокорную паству. Он отправился в Венгрию, но, не достигнув здесь больших успехов, вскоре ушел оттуда и снова поселился в монастыре св. Бонифация. Майнцский архиепископ Виллигиса опять настоял на возвращении Адальберта в епархию. Лишь в качестве милости, по просьбе императора Оттона III, ему было разрешено в случае, если чехи откажутся его принять, сменить епископскую деятельность на миссионерскую среди пруссов. Во время пути к нему пришла весть, что сын князя Болеслава разрушил Любицу и убил почти всех его братьев. Печаль Адальберту смягчил только отказ чехов принять его епископом. Это развязывало ему руки и давало возможность заняться миссионерской деятельностью. Вместо Чехии Адальберт поехал в Польшу, оттуда с братом Гауденцием и монахом Бугуссой морским путем направился к пруссам. Лишь 10 дней продолжалось его пребывание у них: всюду он находил сильный отпор. Он предполагал начать новое путешествие к лютичам, но был настигнут в лесу пруссами и убит языческим жрецом. Его останки были доставлены в старинную польскую  столицу Гнезно, а его культ получил распространение в Польше, Чехии, Германии, Венгрии. Могила Адальберта в кафедральном соборе Гнезно является древнейшим местом паломничества в Польше. Церковь причислила Адальберта к лику святых в 999 г. Он почитается как один из патронов католической церкви и Польши. В 1997 г. папа Иоанн Павел II объявил Адальберта патроном объединяющейся Европы. В католической иконографии он представлен в епископском одеянии с атрибутами: орлом, веслом, копьем, иногда ладьей. День памяти – 23 апреля.

 
PR-CY.ru