АД - Страница 2

На православных иконах Страшного суда ад иногда персонифицирован в виде зоо- или антропоморфного чудовища, пожирающего грешников и «баюкающего» у себя на коленях Сатану или душу Иуды Искариота. Местонахождение ада под землей доказывалось святыми отцами церкви извержениями вулканов и выходящими на поверхность земли холодными источниками. Неканонические Евангелия описывают нисхождение в ад Иисуса Христа после Его смерти и выведение Им оттуда праведников, томившихся там с Сотворения мира, т.е. символически Христос вывел людей из смерти в жизнь. По учению православной церкви, Христос разрушил силу смерти и изгнал тьму адову. Сошествием в ад и проповедью Евангелия душам всех умерших (не только ветхозаветных праведников, с верой ожидавших Мессию, но и грешников) Он тем самым приобщил весь загробный дохристианский мир к искуплению, которое без явления Спасителя в царстве мертвых не было бы законченным и универсальным; оно коснулось бы лишь небольшой части живых, а все неизмеримое царство отошедших в загробный мир было бы оставлено во власти вечной тьмы. Такое учение о победе Христа над адом установилось не сразу. Так, Августин Блаженный ограничивает деятельность Иисуса Христа в аду устрашением злых духов и освобождением благочестивых ветхозаветных пленников ада и отрицает благовестие в аду языческому миру и всем грешникам. Но это учение, которое разделял и папа Григорий I Великий, не нашло себе последователей среди отцов и учителей Восточной церкви (Иустина, Иринея, Григория Антиохийского, Иоанна Дамаскина, Климента Александрийского и др.). По их мнению, добровольное нисхождение Христа в ад было продолжением Его учительского служения и искупительного дела на земле. Существовала богословская точка зрения (Григория Нисского), что ад находится внутри человека; это его внутреннее состояние, а не конкретное место в пространстве. Так понятие ада становилось скорее символическим, обозначая неизбежность возмездия. Этой же трактовки придерживались протестантские теологи и обновленцы. Некоторые богословы считают учение о вечности адских мук противоречащим понятию о всеблагом и милосердном Боге христианского вероучения, считают, что чувственно-материальный элемент адских мук одухотворяется; грубо физические кары заменяются в их аргументации внутренними страданиями души. Христианский мистицизм и аскетика акцентируют внимание на том, что ад – это квинтэссенция состояния богооставленности, плод гордыни ангелов и людей, самовольно отвергнувших Создателя, а не побочный продукт божественного творения. В этом смысле ад, как аномальное вечное умирание, зарождается в душах живущих людей, паразитирует на них, не имея самостоятельной онтологической укорененности в бытии. Пламя, опаляющее грешников, утверждают они, – это всепроникающие божественные энергии, благодатные для праведников и нестерпимые для врагов Божьих.



 
PR-CY.ru