Словарь по христианству А АГРИППА д,Обинье Теодор

АГРИППА д,Обинье Теодор

АГРИППА д,Обинье Теодор (1552–1630 гг.) – французский поэт. Он родился в небольшом городке Западной Франции Сен-Мори, в семье городского судьи, гугенота Жана д,Обинье. Его жизнь с детских лет была связана с трагедиями религиозных войн. У повешенных и обезглавленных трупов гугенотов в Амбуазе 8-летний Агриппа дает отцу клятву до конца дней защищать дело единоверцев. С 20-ти лет и вплоть до знаменитого «Париж стоит мессы» он – ближайший соратник и поверенный будущего короля. Д,Обинье трагически воспринимает вероотступничество Генриха Наваррского и пишет ему гневное письмо; отвергает он и предложение Констанса (друга-поэта) примириться с Генрихом и вернуться к его двору. Восемь религиозных войн, тридцать лет трагедии Франции – и столько же лет его безоглядного служения «истинной вере», какой была для него религия гугенотов. Он получил чисто гугенотское воспитание; Библия и «Наставление в христианской вере» Кальвина были его постоянными спутниками. Но как истинный сын Возрождения, он был охвачен жаждой всезнания. Однако знакомился с ними д,Обинье не в тиши замковых комнат, не в приятной беседе с соучениками по коллежу, но в перерывах между боями. И его Муза, как писал он в одном из своих ранних стихотворений, всегда «отдавала печалью, солдатским потом, несчастьями и треволнениями», а его стихи «пахли порохом, трутом и серой». В отличие от классической соразмерности, к которой тяготела поэзия поздней Плеяды, сонеты и особенно стансы д,Обинье подчеркнуто дисгармоничны. Спонтанность в передаче чувств, стремительность ритма, напряженность интонации, передающие ощущение трагизма пребывания человека в мире, перерастание личной трагедии в космическую катастрофу – все эти приметы стиля барокко уже содержатся в первом его поэтическом сборнике. Для д,Обинье  поэзия – одна из форм гражданской активности человека, средство защиты и утверждения своих идеалов. «Трагические поэмы» – наилучшее тому свидетельство. Над этой книгой д,Обинье работал 39 лет (1577–1616 гг.). В предисловии к изданной в 1616 г. книге он особо подчеркивает, что содержащаяся в ней политическая и религиозная критика не затрагивает современников, а направлена против конкретных лиц. Основным материалом книги послужили впечатления от непосредственного участия в восьмой религиозной войне (1585–1589 гг.), самой длительной и самой разорительной для Франции. В гугенотской вере нет чистилища, нет полумер в божественном суде. Нет их и в поэме д,Обинье: Карл IX в смердящей трясине, жрущий желуди, помет и корни; Екатерина Медичи, разрываемая псами; горящий в огне архиепископ Турский Поншер. Перу д,Обинье принадлежит также ряд прозаических произведений. Среди них – «Жизнеописание Агриппы д,Обинье, написанное им самим для его детей». Оно было создано в изгнании, в Женеве, куда он вынужден был бежать после поражения гугенотского восстания 1620 г. и где умер, забытый своими соотечественниками, в 1630 г. Эти мемуары – яркий образец художественной автобиографии. Так же, как и «Трагические поэмы», они содержали моральный и религиозный завет, оставленный детям и духовным союзникам. На протяжении всей своей жизни д,Обинье пишет и «Всемирную историю», значительная часть которой посвящена религиозным войнам во Франции и соседствующих с ней странах в период с 1552 по 1612 гг.

 
PR-CY.ru