Словарь по христианству А АГРИППА фон НЕТТЕСГЕЙМ Генрих Корнелий

АГРИППА фон НЕТТЕСГЕЙМ Генрих Корнелий

АГРИППА фон НЕТТЕСГЕЙМ Генрих Корнелий (1486–1535 гг.) – натурфилософ, теоретик эзотеризма.  Много путешествовал по Европе, служил в армии и при дворах различных европейских правителей, выступал с лекциями; неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей, церкви и ученой среды за свои воззрения. Его труды были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг. В своем наиболее известном произведении «Об оккультной философии» Агриппа систематизирует сведения из различных эзотерических областей, пытаясь истолковать их в духе христианского вероучения. Его эзотерические изыскания находятся в русле ренессансного теоретизирования, на которое большое влияние оказали философия герметизма (религиозно-философского направления поздней античности, возникшее на основе слияния нескольких традиций – гностицизма, греческой философии и восточной мифологии), каббала, алхимия и астрология. Как и некоторые итальянские гуманисты (М. Фичино, Пико делла Мирандола и др.), Агриппа считает, что подлинная магия не имеет отношения к колдовству, что она – истинная наука, «наиболее возвышенная и наиболее таинственная философия». Магия делится им на три раздела: физику, математику и теологию. Каждая из этих дисциплин соотносится с отдельным миром – соответственно, земным («элементарным»), небесным и духовным (интеллектуальным). Все миры, будучи частями единого универсума, тесно связаны друг с другом таинственными («симпатическими») связями и располагаются в иерархическом порядке. Чем выше мир, тем большее влияние он оказывает на другие миры. В основе всего универсума, по мнению Агриппы, лежит структура из четырех элементов (огонь, вода, воздух и земля), которые находятся во всех трех мирах. Есть они и в Боге, благодаря чему тот фактически оказывается тождественным сотворенному им космосу. В человеке первоэлементы располагаются в равной пропорции; кроме того, человек наделен также и тончайшей эфирной сущностью, «колесницей души». Эфир сочетает в себе духовное и телесное начала, что позволяет ему воспринимать излучение свыше. Оккультные (незримые) качества первоэлементов можно обнаружить посредством метода соответствий между мирами. Знание этих соответствий дает магу возможность совершать действия, превышающие обыденное понимание. Познание универсума и, в конечном счете, божественной сущности активно по своему характеру: маг не просто чувствует присутствие «симпатий» и «антипатий», но и отбирает среди них те, которые ему в данный момент необходимы. Тем самым процесс наращивания знаний о мире сочетается с ростом творческого могущества самого мага. Математика понимается Агриппой в значении, близком к пифагорейскому (наука чисел); самое важное число – единица, означающая Бога. Религия (теология), по его мнению, – ключ к магии и высшая ее ступень, «самый таинственный предмет», который не следует доверять «толпе непосвященных». По сути, так понятая религия (освященная авторитетом Гермеса Трисмегиста) становится своеобразной эзотерической дисциплиной. Описывая религию, Агриппа касается таких вопросов, как заклинание духов с помощью магических пентаклей, различение демонов, применение священных имен Бога и пр. Его труд оказал большое влияние на формирование последующих эзотерических традиций. Созданный им образ истинного мага – активного творца, знатока сверхъестественных сил, искреннего и благородного искателя духовности – стал важным этапом в выработке эзотерического идеала высшей личности.

 
PR-CY.ru