Словарь по христианству А АГРИКОЛА Иоганн

АГРИКОЛА Иоганн

АГРИКОЛА Иоганн (1492–1566 гг.) – один из самых деятельных немецких реформаторов. Учился у Лютера в Виттенберге, сопровождал его в 1519 г. в Лейпциг на диспут с Экком, участвовал в 1525 г. в проведении церковной реформы во Франкфурте, в том же году стал главой латинской школы в своем родном городе Эйслебене, за что получил прозвище «magister Islebius». В своем комментарии на Евангелие от Луки (1525 г.) развивал идеи Лютера, подчеркивая исключительную роль спасающей благодати. Будучи прекрасным проповедником и выдающимся по своим познаниям богословом, Агрикола страдал от неудовлетворенного тщеславия, завидовал роли Лютера и Меланхтона и был недоволен своим второстепенным положением. В 1527 г. он выступил против Ф. Меланхтона, обвинив его в возврате к ветхозаветному «законничеству», который усмотрел в составленной Меланхтоном инструкции для визитации саксонских церквей, где присутствовало положение о том, что сокрушение о своих грехах, обличаемых законом, является предварительным условием веры. В памфлете против Меланхтона Агрикола обосновывал «антиномистское» (т.е. против «законничества») учение, настаивал на том, что после Иисуса Христа только проповедь Евангелия ведет к покаянию и христианской жизни. Место Декалогу, как и всему ветхозаветному законодательству, утверждал он, – в суде, а не на кафедре проповедника. Он доказывал, что учение Меланхтона о покаянии есть возвращение к католицизму, что покаяние должно основываться не на силе закона и страхе перед наказанием, а на вере во Христа и в любви к справедливости. На устроенном для них собеседовании в Торгау (1527 г.) он по требованию Лютера и под его влиянием отказался от своего учения, однако втайне продолжал распространять свои взгляды. Став в 1536 г. наставником школы в Виттенберге, Агрикола выступил с критикой самого Лютера (второй антиномистский спор). Лютер обрушился на него в пяти диспутах и написал специальный трактат «Против антиномистов». Агрикола был привлечен к суду и подвергнут временному аресту. В 1540 г. он отправился в Берлин, стал придворным проповедником при курфюрсте Иоахиме II Бранденбургском, по настоянию которого вынужден был покаяться и признать доктрину Лютера и Меланхтона. После этого Агрикола был назначен суперинтендантом и визитатором в Бранденбурге и с большой энергией занялся церковными преобразованиями. После смерти Лютера он говорил, что готов пожертвовать жизнью за чистоту вероучения, но уже через год произнес хвалебную проповедь по поводу победы императора Карла V над протестантами, участвовал после в подготовке «Аугсбургского Интерима» (1548 г.). Карл V его щедро отблагодарил, но эта роль навлекла на Агриколу обвинения в отступничестве. Нерасположение к Меланхтону он сохранил до конца своей жизни. Участник ключевых событий Реформации в Германии (Шпейерские рейхстаги 1526 и 1529 гг., Аугсбургский 1530 г., Регенсбургский 1541 г., Аугсбургский 1547/48 гг.) Агрикола был не только одаренным богословом и проповедником, но и создателем церковных песнопений. Им опубликованы собрания немецких пословиц с комментариями (1528, 1529, 1548 гг.).

 
PR-CY.ru