Словарь по христианству А АГОБАРД

АГОБАРД

АГОБАРД – архиепископ Лионский, один из выдающихся политических и литературных деятелей IX в., по происхождению франк или испанец. В 816 г. стал архиепископом Лионским и продолжил деятельность своего предшественника Лейдрада, заботясь о благолепии богослужения, дисциплине духовенства и ревностно защищая его права и привилегии. Принимал близкое участие в политической жизни, примыкая к партии знати, стремившейся к сохранению единства империи. В 833 г. встал на сторону сыновей Людовика Благочестивого, восставших против отца, и содействовал его устранению от престола. Вероятно, из-за этого он вынужден был в 835 г. оставить свою кафедру, куда вернулся только в 839 г., после примирения Людовика с Лотаром. Умер в 840 г., оставив много сочинений, преимущественно полемических. Свои политические взгляды он выразил в ряде писем, написанных в 829–833 гг. по поводу восстания сыновей Людовика. Смысл назначения императора Агобард видит в поддержании мира и единства внутри империи и в защите ее от внешних врагов; Людовик же сам является виновником смут и междоусобных войн, нарушая собственные постановления, скрепленные торжественной клятвой, и вынуждая к клятвопреступлению весь народ. В связи с участием в этой распре папы Григория IV Агобард касается вопроса о взаимоотношении духовной и светской властей и решает его в пользу духовной, выдвигая главенство римского епископа как преемника св. Петра. Во имя единства империи он настаивает на отмене закона Гундобальда, сохранявшего силу в Бургундии, доказывая, что единство невозможно в государстве, где каждый из народов, входящих в его состав, судится и управляется по особым законам. Закон Гундобальда, установленный королем-еретиком, противен закону Христа, считает он, посылавшего апостолов проповедовать Евангелие всем народам без различия. Агобард ведет энергичную борьбу с распространенными в обществе суевериями, находившими отражение и в законодательстве. Он восстает против «Божиих судов», основанных на предположении, что Бог, всеблагой по природе, может принять сторону человека, способного убить своего ближнего. Истинные воины Христовы доказывают свою правоту, умирая за нее, а не убивая. Истина редко обнаруживается уже в этом мире; награды и наказания распределяются в будущей жизни. Вера в магию, знамения и чудеса, творимые людьми, также оскорбительны для Бога, они как бы умаляют Его всемогущество. Все, что происходит в мире, совершается по воле или попущению Божию; даже дьявол действует лишь постольку, поскольку ему позволяет Бог. Рационализм, обнаруженный Агобардом в этих воззрениях, еще более сказывается в его отношении к вопросу об иконах. Он не был крайним иконоборцем, но в почитании икон видел опасность материализации христианства и возвращения к идолопоклонству. Ту же опасность представляет и поклонение мощам и святым. Поклоняться можно и должно только Христу, принесшему себя в жертву за мир. Иконы должны служить только для напоминания о событиях священной истории. Чисто богословским вопросам посвящены трактат против адопцианства, по поводу небольшого трактата Феликса Ургельского, и полемика с Фредегизом Турским. Против первого Агобард выдвигает ряд текстов, подтверждающих принятое католической церковью учение. Со вторым спор касался вопросов о человеческой природе Христа и о боговдохновенности Священного Писания. Он утверждал, что Святым Духом было внушено только содержание, форма же принадлежит самим  авторам, приспособлявшим его к человеческому пониманию. Во всех своих сочинениях Агобард обнаруживает огромную начитанность в церковной литературе; он пользуется, главным образом, религиозными доводами и является защитником строго церковной точки зрения, но рационалистическая ясность мысли и свобода от свойственных его современникам предрассудков заставляют причислять его к передовым людям эпохи каролингов.

 
PR-CY.ru