Словарь по христианству А АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ – одна из автокефальных православных церквей. Ее возникновение связано с деятельностью первооткрывателя «Русской Америки» (Аляски и Алеутских островов), курского купца Г.И. Шелихова. В 1780-е гг., одновременно с постройкой первых русских поселений, подготовкой переводчиков из местного населения, налаживанием торговли, на этой территории им распространялись основы православной веры. В 1793 г. Священный синод назначает православную миссию в «Русскую Америку», состоявшую из 10 монахов Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). К началу XIX в. в православие было обращено около 12 тыс. местных жителей (алеутов, эскимосов, индейцев). В 1799 г. на Аляску назначается первый епископ – Герман Аляскинский. Во второй четверти XIX в. начинается служение на Аляске и ее островах священника Иоанна (Вениаминова), впоследствии епископа Камчатского, Курильского, Алеутского Иннокентия (затем – митрополита Московского). При нем открывались англо- и русскоязычные школы, был разработан фонетический алфавит на основе кириллицы для местных языков, на которые были переведены главные богослужебные книги. В 1868 г. Иоанн (Вениаминов) создает Сибирский миссионерский комитет, цель которого – не только обращение в православие, но и религиозное образование аборигенов Сибири, Дальнего Востока и Аляски. В 1870-е гг. православие распространяется за пределы Аляски, от северных территорий к южным индустриальным центрам. Открывается эмигрантский приход в Сан-Франциско, англоязычный – в Нью-Йорке. В 1872 г. епархиальный центр из Ситки (штат Аляска) перемещается в Сан-Франциско. В церковное богослужение вводится английский язык. Сан-Францисский приход становится колыбелью многоязычного американского православия. В конце XIX в. увеличивается поток эмигрантов из Восточной Европы – свыше 90 тыс. человек, Ближнего Востока, Балкан и значительно меньше – из Российской империи. Наблюдается массовый переход в православие эмигрантов – католиков и униатов. Таким образом, Российская миссионерская епархия становится многоэтнической и многоязычной. В 1898–1907 гг. во время служения архиепископа Тихона (впоследствии патриарха) миссия была переименована в Грекоправославную церковь Алеутских островов и Америки. Были учреждены викариаты – на Аляске и в Бруклине (арабо-сирийский). В 1905 г. была открыта первая православная семинария в Миннеаполисе и православный монастырь в Южном Ханаане. Архиепископская кафедра переводится в Нью-Йорк. Но в то же время возникают первые противоречия в Американской церкви. Греческие приходы Нью-Йорка, избегая русской юрисдикции, создают отдельную, так называемую эллинистическую восточно-христианскую церковь. К этому периоду относятся первые требования Тихона перед Синодом дарования автокефалии, или широкой автономии, т.к. церковь превращается в настоящую поместную Американскую церковь. Тихон требует также введения западного календаря, английского языка и названия «Православная церковь Америки». Лишь через 65 лет провидческим требованиям архиепископа было суждено осуществиться.

 



 
PR-CY.ru