АВИТ

АВИТ (ок. 460 – после 518 гг.) – епископ Вьенский, один из значительнейших борцов с арианством (см. Арианство) и видный представитель поздней латинской литературы Галлии. Он был родом из знатной семьи, родственник императора Авита и Аполлинария Сидония, поэтому получил обычное для знати той эпохи риторическое образование. Стиль его, наиболее темный в прозаических произведениях (письмах, гомилиях), отличается игрой слов, цветистостью, обильными архаизмами и реминисценциями античности. Но в его поэмах видно редкое в то время поэтическое дарование, выражающееся, между прочим, в аскетических идеалах и большей, чем у предшествующего поколения, религиозностью, что позволило Гизо назвать его значительнейшим предшественником Мильтона. Следуя своим предкам, принимавшим после светских должностей сан епископа, Авит наследовал своему отцу в сане епископа Вьенны. Его богословские интересы были невелики, почти всецело определяясь отношениями с арианами, а помимо этого сосредоточивались, главным образом, на вопросах культа и церковного права. Столп католической веры в Бургундии, он защищает от ариан католическую веру и пропагандирует ее письмами, часто превращающимися в трактаты, участием в диспутах, проповедями, личными беседами, особенно с королем Гундобадом, не стесняясь иногда в средствах и не гнушаясь софистическими приемами. Благодаря его влиянию Гундобад соглашается на тайный переход в католичество и, не решаясь сам открыто порвать с арианством, не мешает «обратить в католическую веру» своего сына Сигизмунда, в правление которого Авит пользуется преобладающим влиянием и в политике. Вместе с большинством своих коллег он приветствует крещение Хлодвига, видя в этом действие божественного промысла и победу своей веры, и эти его симпатии к франкам играют роль в падении Бургундии, хотя он и оставался в стороне от собственно политических отношений, стремясь к установлению в Галлии примата Вьенны в противовес Арию, достигнув в этом большого успеха при папе Афанасии. Иерархический вопрос и значение Авита в Галлии приводят к постоянным отношениям его с Римом, росту авторитета которого он всячески содействует. Готовый иногда теоретически признать примат епископа Иерусалимского, он выше всего ставит авторитет кафедры Петра и его епископа, без которого христиане – «моряки без кормчего» и в руках которого должен быть принципат над вселенской церковью.

 
PR-CY.ru