Словарь по христианству А АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП – период вынужденного пребывания пап в Авиньоне, городе во Франции, на левом берегу Роны с 1309 по 1377 гг. Папы скрываются здесь от самовластия римских баронов. Этот период авиньонского пленения церкви по аналогии с описанным в Ветхом Завете получил название «вавилонского пленения». Он был крайне гибельным для падавшего и без того престижа папства, которое попадает в почти полную зависимость от французских королей. Нуждаясь в деньгах, оно прибегает к созданию «юбилеев» и к разным другим унижающем его достоинство приемам: к открытой симонии (продаже церковных должностей), совместительству церковных должностей, установлению аннатов (ежегодных сборов в пользу Римской курии с епископов, аббатов и других духовных лиц пропорционально их доходам), непотизму (наделению родственников выгодными должностями). За это время сильно понижается умственный и моральный уровень всего духовенства; папство лишено крупных умственных сил и реальной политической власти, живет в изнеженности и роскоши. В Италии папы теряют авторитет; они должны прибегнуть к помощи кондотьеров, чтобы отвоевать обратно часть Папской области. Их ослаблением пользуются для осуществления своих притязаний немецкие курфюрсты, английский король, римская демократия. Перемещение резиденции пап было результатом нестабильной ситуации в Италии, в том числе и в Риме (конфликты между различными политическими группировками, антифеодальное движение обнищавших городских масс, острое соперничество между влиятельными родами), перед лицом которой папы оказались бессильными, а потому искали поддержки у короля Франции Филиппа IV (Красивого). После смерти Филиппа IV французский трон занял его старший сын Людовик X (1314–1316 гг.). Он женился на богатой венгерке Клеменс, но когда она была на четвертом месяце беременности, Людовик X скончался от простуды. Регентом будущего (еще не родившегося) короля был назначен его брат Филипп. Однако родившийся наследник Жан I прожил всего пять дней, а регент был коронован под именем Филиппа V (Длинного). Начало авиньонскому пленению положил папа Климент V, подчинившийся диктату короля, который стремился утвердить свою абсолютную власть, поставить ее выше духовной. После смерти Климента V кардиналы более двух лет не могли выбрать нового папу. Тогда Филипп V обманом заманил 24-х претендентов в Лион, замуровал их, посадив на хлеб и воду, и приказал не выпускать до избрания папы. Более месяца кардиналы просидели в застенке, пока не выбрали самого ослабевшего 72-летнего француза Жана Дюэза, рассуждая, что немощный избранник все равно долго не протянет. Однако новый папа Иоанн XXII (1316–1334 гг.) сразу после избрания скинул с себя маску немощности и еще 18 лет правил на папском престоле. Сын сапожника, он обладал блестящими юридическими и теологическими познаниями, был великолепным оратором и служил даже канцлером у Неаполитанского короля Карла II (Хромого) Анжуйского. Сведущий как в светских, так и в духовных делах, он поправил финансы церкви, преобразил Авиньон как резиденцию пап, в правлении сделал ставку на родственников. В части взимания налогов он показал себя виртуозом, налагая мзду на ересь, под которую подводилось все, что угодно. Была разработана целая система – «Такса апостольской канцелярии» по взиманию денег за плотский грех клириков с монахинями, одно- и многоразовый грех монахинь, сожительство родственников, за грабеж, кражи, убийства и т.п. Причем убийство епископа оценивалось в восемь раз дороже убийства отца или матери. Но и то и другое могло быть прощено за выкуп.

Пребывание в Авиньоне, первоначально планировавшееся как временное, затягивалось по мере усиления зависимости папства от Франции. Постепенно большинство постов в кардинальской коллегии и в управленческих церковных органах заняли французы, не желавшие переезжать в Рим. После Филиппа IV последующие короли Франции, по сути, контролировали процесс избрания 8-ми подчинившихся их диктату понтификов из числа своих соотечественников. Находившиеся вдали от Римской курии папы подвергались критике со стороны духовенства и мирян, которые ратовали за реформы в церкви, а причину падения ее влияния видели в пребывании пап за пределами Рима. Такая профранцузская политика папы вызывала возмущение всей католической Европы, поскольку папы, перекочевавшие из Рима в Авиньон, продолжали настаивать на своем праве назначать императоров и королей Германии и Италии. Так, в 1323 г. Иоанн XXII объявил Людовика IV Баварского незаконным королем, и началось новое противостояние германского короля и папы. В 1327–1329 гг. Людовик IV организовал поход в Рим и провозгласил папой простого французского монаха Петра под именем Николая V (1328–1330 гг.). Тот, в свою очередь, короновал Людовика Баварского титулом императора Священной Римской империи. Однако папство (антипапство) Николая V было непродолжительным, потому что его покровитель Людовик Баварский покинул Рим под натиском противоборствующих сил Тосканы и Ломбардии. Брошенная Петром жена потребовала вернуть ей мужа-папу, и епископский суд удовлетворил ее требование. Николай V бежал в Пизу, но потом под страхом отлучения от церкви прибыл каяться в Авиньон. Папа Иоанн XXII его простил, но запер в тюрьму, где позже тот был задушен по его приказу. Людовик IV вновь был отлучен от церкви, а все его попытки укрепить единство Германии не увенчались успехом из-за противостояния курфюрстов. Они объединились с папой и избрали антикоролем 30-летнего Карла IV Люксембургского (1346–1378 гг.), императора Священной Римской империи с 1355 г. К этому времени папой был Климент VI (1342–1352 гг.), сменивший на престоле сына папы Иоанна XXII и его сестры – Бенедикта XII, отличавшегося тупоумием и пьянством, что вполне устраивало кардиналов в течение семи лет. Климент VI также остался известен как распутник: у всех на виду были его отношения с любимой племянницей Сессией Сирамис. В 1348–1349 гг. над Западной Европой пронеслась чума («черная смерть»), унесшая более 25 млн. жизней. Не зная истинных причин болезни, люди видели виновников гнева Божьего в лице развратных пап. Распространилось мнение, что спасение возможно только в самобичевании (самоистязании). Самобичевание для искупления грехов приняло столь массовый характер, что церкви пришлось даже издавать специальную буллу, запрещающее самоистязание, как опасную ересь, подлежащую суду инквизиции. Следующий папа Иннокентий VI (1352–1362 гг.) устроил гонения на Ф. Петрарку за то, что тот обличал разгульную жизнь пап. Поэт призывал пап вернуться в Рим из роскошного Авиньона, но его обвинили в колдовстве, и Петрарка был вынужден бежать из Южной Франции. Многие известные люди Италии – Бригитта (впоследствии св. Бригитта Шведская), Екатерина Бенинкаса (впоследствии св. Екатерина Сиенская) – позже убедили папу Урбана V, бывшего бенедиктинского монаха, вернуться в Рим. Тот временно обосновался в Риме, но вскоре покинул его, предпочтя покой и наслаждения в Авиньоне. Опасаясь окончательно потерять власть в Папской области (Папском государстве) и пользуясь ослаблением Франции, преемник Урбана V – Григорий XI (1329–1378 гг.), племянник Климента VI, еще в 1377 г. принял решение окончательно перебраться в Рим. Но в 1378 г. он неожиданно умер. Кризис в церкви еще больше усилился из-за того, что новым папой был избран не француз, а итальянец, Урбан VI. Французские кардиналы его не признали и избрали своим папой 35-летнего бандита Роберта Женевского под именем Климента VII (1378–1394 гг.), который был объявлен антипапой. Тем не менее, созданное двоепапство привело к расколу в католической церкви (1378–1417 гг.), «Великой схизме». Взбешенный папа Урбан VI не придумал ничего умнее, как перебить всех французов в Риме, включая женщин, стариков и детей. Духовенство стало переходить на сторону молодого и распутного авиньонского папы, который обещал восстановить придворные нравы Климента VI. Ватикан опустел, а Авиньон еще долго служил местом пребывания антипап. Этот кризис был преодолен только на соборе в Констанце в 1417 г. До Великой французской революции Авиньон оставался во владении св. Престола; в 1791 г. присоединился к Франции.



 
PR-CY.ru