АВГУСТИНИАНСТВО, АВГУСТИНИЗМ

АВГУСТИНИАНСТВО, АВГУСТИНИЗМ – течение в западноевропейской философии и теологии, сложившееся на основе учения Августина Аврелия (Августина Блаженного). Доктрина августинианства, сформулированная самим Августином и его последователями, отрицает принципиальное разделение между философией и теологией, истинами разума и Откровения и утверждает необходимость непосредственного религиозного озарения для познания Бога и сотворенного им мира. Философско-теологическая концепция августинианства сводится к следующим положениям. 1) Главное предназначение философии – обосновывать христианское вероучение; не связанная с религией философия не имеет никакой ценности; и философское, и научное знание имеют своим источником веру, которая придает этим видам знания более высокую ценность, в силу чего истинная философия не может противоречить истинной (христианской) религии. 2) Человек – отражение и образ Божий, выражением чего является человеческий разум; в нем находит свое отражение содержание божественного разума (или идей), согласно которому Бог дал существование всем вещам; по этой причине человек должен искать ответы на вопросы об окружающем мире и о себе не вовне, а в самом себе, в своем внутреннем опыте; по этой же причине предметом познания должны быть только человеческая душа и Бог. 3) В собственном сознании человек может найти все необходимые истины и принципы: логические, математические, естественные и этические, которые обладают универсальной ценностью и носят вневременный характер, поскольку их источником выступает божественный разум; он является также и единственным критерием, на основе которого человек отличает истину от не истинны. 4) Материя возникла в результате свободной деятельности Абсолюта; в разуме Абсолюта мир существовал «извечно», но реально он начал существовать с момента, когда Бог своим Логосом «опредметил» идеи и тем самым дал начало развитию органического и неорганического мира согласно установленным всевышним законам. 5) Мир содержит в себе физическое и моральное зло; первый вид зла обусловлен материей, которая, затемняя в вещах их божественные «первообразы», вызывает в них те или иные отклонения от установленных для каждого бытия принципов единства, порядка и гармонии существования; моральное зло происходит из-за противодействия божественной воле человека, который может своей волей, тяготеющей к бренным вещам, разрушать порядок и гармонию существования, установленные высшей волей. 6) Человек состоит из души и тела – двух самостоятельных субстанций, из которых первая (как и у Платона) руководит другой; душа – это нематериальная, лишенная качественных и количественных характеристик субстанция, ведающая сферой сознания (миром идей); являясь самостоятельной духовной субстанцией, душа состоит из двух частей: «низшей», в виде некоего светлого элемента, и «высшей», в виде «духа», в котором помещается отражение (подобие) Бога; атрибутами высшей души являются память, разум и воля; душа – это сама жизнь, тело же – оживляемая субстанция; душа бессмертна благодаря своей причастности к абсолютной истине и наивысшему благу. Августинианство как направление в средневековой философско-теологической мысли было представлено онтологией (учением о бытии) Ансельма Кентерберийского, мистицизмом Петра Ломбардского и Джованни Бонавентуры, а позже – теологией и философией янсенистов, Б. Паскаля, Н. Мальбранша и др. В целом вплоть до XIII в. августинианцы содержательно не отходили от учения Августина, дальнейшая их эволюция была обусловлена полемикой с томизмом; при этом следует отметить, что если до середины XIV в. в августинианстве разрабатывалась преимущественно философская проблематика, со второй половины XIV в. до начала XVII в. – теологическая (вопросы соотношения свободы воли, предопределения и благодати), то в последние четыре века – философско-теологическая. Идеи августинианства нашли свое развитие в XX–XXI вв. в различных философско-теологических школах неоавгустинианства («философия действия», «философия духа», «католический экзистенциализм» и др.).

 
PR-CY.ru