АВГУСТИН Аврелий, Августин Блаженный - Страница 7

Полемика против манихейства осуществлялась им, прежде всего, еще при помощи умозрительных доводов античной философии. Августин отстаивал единство мира (космоса) против манихейского дуализма. В основу построения его учения ставится, кроме платоновского принципа идеи, еще и пифагорейский принцип числа. В числах он видит критерий не только субъективной, но и объективной истины. Число – общий закон Вселенной; премудрость Бога равна числу. Един – Бог, Творец всего в мире. Единство – неудержимая потребность воли; обладание единством есть общение с Богом, в познании Его – избавление от греха, т.е. раздвоения (зла); в единстве – идеальное состояние человечества. Но тут ценность первоначальной теории познания Августина, в которой объединялись вера и разум, разрушается; в нем самом нарастает новое раздвоение, которое подорвет свободу, глубину и гармонию в перерождавшейся системе. Он обращается к авторитету Писания и к могуществу церкви, считает, что органом спасительного единства для человечества должна быть религия, которая может быть приемлема для всех людей и народов. Это – католичество, победное и повсеместное распространение которого гласит в пользу его истинности. Августин отделяет «истинную религию» (католическое христианство) от «неистинных», включая в эту категорию все политеистические верования, манихейство и ереси. Религия, считает Августин, должна поддерживать единство мира, единение Бога и человека. Средством поддержания единства должна быть власть имущая вселенская церковь (папство, начало теократии). Сложность жизни подкашивает у Августина чистоту идеи; смирение подавляет независимость духа; угроза готова занять место убеждения. С большой силой поднимается страсть – поставить человечество, вопреки его желанию, на путь спасения, открыть врата вечного царства. Августин уже не столько зовет к  подчинению жизни велениям познаваемой истины, сколько требует любви к Богу, дающему веру и благодать. Апостол Павел становится противником Платона и начинает торжествовать над ним. Предопределение победит свободную заслугу; приоритет разума померкнет; философия будет принесена в жертву на алтарь Христа. Путь религиозного спасения, доступный каждому через личный акт его воли, возвращающийся к Божеству при помощи познающей мысли и чувствующего сердца, засоряется; скоро он уступит место идее искупления избранного меньшинства неисповедимым решением премудрости Божьей. Итак, прежде желанная гавань (философия) обманула надежды, но найдена новая незыблемая пристань – единая истинная вера, открытая нам единым истинным Богом. Колоссальные усилия посвящаются выработке «католической теологии». Огромное напряжение деятельности отдается установлению «церковной власти» и «дисциплине верующих» – созданию устоев единой мировой религии, которая составит преддверие царства Божьего на земле. Епископ второстепенного провинциального города становится первым отцом церкви Запада, великим вождем и учителем догмы и благочестия, мистицизма и аскетизма, духовным столпом и властителем дум, чувств и воли, законодателем веры и нравственности, науки и политики на много веков вперед. Августин больше не ищет, а приспосабливает. Прекратился конфликт внутри его духа. Он думает, что нашел слово истины, и воюет только против врагов ее вне себя, в мире.

 



 
PR-CY.ru