АГАПИЙ I (II)

АГАПИЙ I (II) (ум. в 997 г.) – Антиохийский патриарх (978–996 гг.). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии (Халеба), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе патриарха Феодора (970–976 гг.). Агапий повёз список кандидатов, куда было включено и его имя, в Константинополь на утверждение императору Василию II (975–1025 гг.). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, Агапий от имени василевса вошёл в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, Агапий был возведён в сан Антиохийского патриарха (23 декабря 977 г.; канонически утверждён Синодом через месяц). Впоследствии он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть императорским престолом. После поражения мятежа Фоки (август 987 г. – весна 989 г.) Агапий I (II), пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее, причастность патриарха к мятежу была раскрыта, и в конце 989 г. его вызвали в Константинополь. Семь лет он провёл в столице под почётным арестом, продолжая руководить делами своего патриархата. В сентябре 996 г., после настойчивых уговоров императора, Агапий I (II) согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в переданном в его управление константинопольском монастыре Пикридион. Агапий I (II) был не только мастером политических интриг, но и одарённым писателем. Сохранился текст его послания (декабрь 978 г.) к Александрийскому патриарху Илии (963–1000 гг.), который оспаривал каноничность избрания Агапия I (II) на патриарший престол. Ответ Агапия I (II) исследователи называют образцом публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; православные арабские хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники.

 
PR-CY.ru