Словарь по христианству А АВГУСТА Ян - Страница 2

АВГУСТА Ян - Страница 2

Восстание окончилось неудачно. Гнев короля постиг почти исключительно членов Общины. Лютеране снова укрылись за старый утраквизм, но королевский мандат подтвердил запрещение Общины по эдикту 1509 г. Многие братья эмигрировали в Пруссию и Великую Польшу; братское духовенство и, прежде всего, его глава должны были скрываться. В 1548 г. Августа был схвачен, подвергнут пыткам, а потом посажен в подземелье королевского замка Кршивоклата, где и пробыл 16 лет в самой ужасной обстановке. До 1553 г. он (благодаря подкупу стражи его друзьями-покровителями) еще мог в тюрьме читать и писать, даже общаться с внешним миром. Из-за раскрытия этих общений его положение ухудшилось, но около 1560 г. блеснула надежда на освобождение благодаря ходатайству за него жены эрцгерцога Фердинанда Филиппины Вельзер, которая иногда проживала в Кршивоклате. Между тем в Общине произошли большие перемены. Строгость эдикта 1547 г. постепенно перестала чувствоваться в жизни; Община собрала свои силы в Чехии и особенно развила их в Моравии, куда переместился и ее центр, уже потому, что эдикт 1547 г. здесь не применялся ввиду неучастия Моравии в восстании и большей силы здесь земских чинов, чем в Чехии. Община с горечью вспоминала о направлении и результатах деятельности своего епископа, хотя и жалела его. Августа хотел по-прежнему руководить Общиной из заключения и не разрешал ей приступить к избранию новых епископов, тем более необходимому, что последний из них, Мах, умер в 1551 г. Августа разразился гневом и угрозами, когда узнал о состоявшихся все-таки выборах. Он мечтал о новых реформах в Общине и составлял книгу «Summovnik» – изложение братского вероучения в понимании самого Августы, не без лютеранских элементов, чтобы главами из нее заменить евангельские чтения при богослужении, и слагал церковные песни в том же духе. Протест Общины не остановил этой работы. Сломленный духом, Августа согласился отречься от Общины, лишь бы выйти на свободу. После неудачи иезуитов обратить его в католичество последовало присоединение Августы к утраквизму (1561 г.), что, впрочем, не было принято консисторией из-за сделанных Августой оговорок и повело к отлучению его Общиной. Новые переговоры с ним (1563 г.) закончились тем, что его снова увезли в Кршивоклат, и только в 1565 г. он был отпущен на свободу с обязательством отказа от публичной проповеди. Со смущением принятый Общиной в Млада-Болеславе, Августа, соскучившийся по деятельности и власти, начал столь энергично проповедовать, освящать братские храмы, рукополагать священников, что уже в 1567 г. ему грозило привлечение к суду. Примирившийся между тем с Общиной и восстановленный в звании епископа-судьи, Августа стал проявлять много старческих капризов и суетности, хлопотал о признании своей книги, начал общаться с утраквистами по вопросу о присоединении к ним Общины, разъезжал по братским общинам Чехии, Моравии и Польши, заботясь о блеске своих выступлений и о доходах. В 1571 г. он был лишен звания епископа-судьи и через несколько месяцев умер, оставив после себя 20 сочинений, написанных на хорошем чешском языке, но не выдающихся по содержанию – вероисповедной политике. Широкие планы Августы разбились в общих условиях чешской и западноевропейской жизни XVI в.



 
PR-CY.ru