Словарь по христианству А АВГУСТА Ян

АВГУСТА Ян

АВГУСТА Ян (1500–1572 гг.) – один из виднейших представителей Общины чешских братьев. Сын мастера-шляпочника, он не получил систематического образования, но был очень начитан и знал латынь. Под влиянием живого религиозного чувства и духа времени он не удовлетворялся половинчатым официальным гуситством-утраквизмом и после разных исканий примкнул к Общине чешских братьев (1524 г.). Став братским священником (1531 г.), Августа сблизился с теми в среде Общины, кто не удовлетворялся ее скромным характером и желал преобразования ее в большую национально-чешскую церковь. В 1532 г. он был избран в состав управлявшего Общиной Тесного совета и посвящен в епископы, после чего перенес свое местопребывание в Литомышль, свободный от старых традиций. Ход лютеранской Реформации в Германии, проникавшей уже в Чехию и Моравию, служил побуждением и образцом для задуманного Августой дела. Подражая лютеранам, он составил исповедание веры Общины и вместе с другими ее представителями (из рядов шляхты) представил ее в 1535 г. чешскому королю Фердинанду I, рассчитывая на то, что Общине удастся выйти из положения секты, запрещенной по эдикту короля Владислава (1509 г.), принятому и чешским, и моравским сеймами. Это исповедание, неблагоприятно встреченное Фердинандом, было представлено ему еще два раза и отправлено некоторым протестантским князьям Германии, а затем к императору Карлу V была обращена просьба о признании Общины. Стремясь заинтересовать Общиной выдающихся реформаторов своего времени, Августа два раза (в 1536 и 1541 гг.) посетил Лютера в Виттенберге, отправлял (в 1540 г.) посольство к Кальвину и Буцеру, поддерживал переписку с ними, слышал от них одобрение и получил предложение присоединиться к начатому ими делу. Это предложение противоречило и высокому мнению Августы об Общине как лучшем выражении своей чешской, гуситской Реформации, и планам дать Общине руководящую роль в церковной чешской жизни. В лютеранстве он осуждал недостаточное внимание к практической морали, преувеличенное подчеркивание начала спасающей веры. Общину Августа побуждал к более открытой и широкой деятельности, подчеркивая ее отличия от господствующего утраквизма, изобличаемого им печатно в скрытом католическом духе и в нарушении заветов Яна Гуса. Эта полемика, так же как и торжественные публичные выступления раздражали официальных представителей утраквизма – консисторию и администратора; они добились от Фердинанда приказа о привлечении Августы к суду. Только отъезд Лютера помог ему благополучно выйти из этого дела. На синоде 1546 г. в Млада-Болеславе консервативная группа обрушилась на Августу и его единомышленников с горячими упреками в отступлении от традиций – и они покаялись в своем грехе. Августа стал усердно проявлять свое уважение к заветам брата Лукаша, который организовал Общину, стараясь примирить радикализм учения Хельчицкого с требованиями практической жизни. Но эта перемена едва ли была искренней. Августа не только ранее знал, но и одобрял то, что произошло в Чехии в 1547 г., когда чешские земские чины, прогрессивные утраквисты (скрытые лютеране), а еще более – члены Общины подняли восстание против Фердинанда I, чтобы помочь немецким лютеранам в их войне (Шмалькальденской) против Карла V и добиться специально чешских целей – признания прав лютеранства и Общины, освобождения от необходимости укрываться под плащом официального старо-утраквизма и восстановления прав сословного сейма, сильно сокращенных склонным к абсолютизму Фердинандом.

 



 
PR-CY.ru