АВВАКУМОВЩИНА, онуфриевщина

АВВАКУМОВЩИНА, онуфриевщина – старообрядческий поповский толк XVII–XVIII вв., основателем которого стал инок Соловецкого монастыря Онуфрий (ум. в 1716 г.). Название учения произошло от имени протопопа Аввакума, которого Онуфрий почитал за святого и которому поклонялся во время богослужения. В 1677 г. Онуфрий поселился у р. Керженец, близ деревни Хворостиной, где основал скит. В основу его учения легли догматические письма Аввакума, попавшие к нему от некоего старца Сергия. Так, вслед за Аввакумом Онуфрий полагал, что Святая Троица трисущна, где Отец, Сын и Святой Дух – три равноцарствующих отдельных естества; а Христос соцарствует как Бог особый, будучи воплощенным от Девы Марии не ипостасью, а благодатью. Как и Аввакум, Онуфрий учил, что Христос сошел в ад после воскресения из мертвых лишь телом, душой же вознесся к Небесному Отцу. Догматические споры между старообрядцами в 1690-х гг. привели к созыву старообрядческих соборов 1693, 1706 и 1708 гг., призывавших Онуфрия отречься от писем Аввакума. Собор 1709 г. убедил его написать соборное определение об отречении от писем Аввакума. Еще в 1707 г. последователи Аввакума, собравшись вместе с обитателями других скитов, публично отреклись от писем Аввакума. На протяжении XVIII в. следы аввакумовщины встречаются в некоторых старообрядческих толках.

 
PR-CY.ru