АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ (конец II – начало III вв.) – церковный писатель, автор несохранившегося сочинения, направленного против монтанистов. Сведения об Аполлонии Эфесском приводят Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский, который говорит, что Аполлоний Эфесский получил известность при императорах Коммоде (180–192 гг.) и Септимии Севере (193–211 гг.). Из текстов, приведённых Евсевием Кесарийским, исследователям известно, что Аполлоний Эфесский происходил из Малой Азии. Анонимный автор книги «Praedestinatus» (V в.) называет его епископом, однако историческая ценность этого источника подвергается Эфесским сомнению. Сочинение Аполлония Эфесского, которое Иероним Стридонский называет «значительным и пространным томом» (лат. insigne et longum volumen), cкорее всего, как полагают исследователи, состояло из одной книги, т.к. у Евсевия Кесарийского, дословно цитирующего семь отрывков, нет указаний на какие-либо подразделения. Согласно Евсевию Кесарийскому, Аполлоний Эфесский написал свою книгу через сорок лет после выступления Монтана, т.е. около 212 г. Однако против этой датировки сочинения Аполлония Эфесского выдвигались возражения, основанные на содержащихся там обличениях некой пророчицы; по мнению исследователей, если считать, что автор обращается к одной из известных последовательниц Монтана  (Присцилле (Приске) или Максимилле), то сочинение должно датироваться более ранним временем. Впрочем, некоторые исследователи допускали, что речь идёт о какой-то поздней пророчице, например, Квинтилле, о которой говорит Епифаний Кипрский. Пьер де Лабриоль, возвращаясь к датировке Евсевия Кесарийского, указывал на соседство упоминания о загадочной провидице с намёками на Максимиллу и считал, что автор спорил с давно умершими противниками. Полемика с монтанистами приняла у Аполлония Эфесского самую острую форму. С возмущением он писал об учении и делах Монтана: о требованиях расторжения брака, установления особых постов, объявления фригийских городков Пелузы и Тимия «Новым Иерусалимом», где люди должны собраться в ожидании скорого наступления царства Христова. Аполлоний Эфесский обличает монтанистского исповедника (или «мученика») Фемисона, который, составив «соборное послание» (по образцу «Откровения Иоанна Богослова»), «осмелился хулить Господа, апостолов и Святую Церковь». Под богохульством исследователи склонны понимать сравнения, проводимые монтанистами между заветами Христа и предписаниями, которые хотел добавить Монтан. Доказывая несостоятельность монтанистских пророчеств, Аполлоний Эфесский осуждал образ жизни «пророков и мучеников», демонстрируя его несовместимость с церковными нормами и аскетическими правилами самих монтанистов. Монтану вменяется в вину и то, что он назначал сборщиков денег, платил жалованье своим проповедникам и «прикрывал взятки именем приношений». Аполлоний Эфесский обвиняет Фемисона в том, что он, не желая терпеть муки, за деньги избавился от оков и при этом объявил себя мучеником. Александра (другого монтанистского исповедника) Аполлоний Эфесский уличает в грабежах «и прочих преступлениях», за которые тот был осуждён в Эфесе проконсулом Эмилием Фронтином и записи о которых хранятся в архиве. Что касается пророчиц, то Аполлоний Эфесский ставит под сомнение их дар, заявляя, что они не ведают о преступлениях своих же единоверцев. Они корыстолюбивы и порочны, берут деньги и приношения не только у богатых, но и у бедных, сирот и вдов. Нетерпим Аполлоний Эфесский и к внешнему виду и поведению монтанистов: «Пророк ходит в баню? пророк подводит глаза? пророк любит украшения? пророк играет в шахматы и кости? пророк даёт деньги в рост?». Труд Аполлония Эфесского не остался не замеченным монтанистами: по словам Иеронима Стридонского, Терутуллиан посвятил ему седьмой том своего трактата «Об экстазе», где попытался опровергнуть все его обвинения. Сочинение Аполлония Эфесского исследователи считают важным источником по истории малоазийского монтанизма, позволяющим судить об особенностях монтанистской апологетики.

 
PR-CY.ru