АБЕЛЯР Пьер

АБЕЛЯР Пьер (1079–1142 гг.) – один из виднейших представителей духовной жизни Средних веков, французский философ-схоласт, теолог, поэт, музыкант, герой романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели – трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он родился близ Нанта в местечке Пале (откуда эпитет doctor Palatinus), в рыцарской семье, получил редкое для того времени образование, в котором навыки военного искусства и светского обращения сочетались с глубиной научных знаний – настолько, насколько могла дать их тогдашняя школа. Талантливость Абеляра дала ему возможность глубже современников постичь дух античной философии. Интерес к знаниям захватил его душу, и еще в ранней молодости он навсегда «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». Пройдя полный курс средневекового учения под руководством Росцеллина, он в 20 лет очутился в Парижской соборной школе, которую вел архидиакон Notre-Dame Гильом де Шампо. Учитель принял талантливого ученика благожелательно, но оно скоро сменилось разрывом, когда, пользуясь свободой общения аудитории с профессором и принятой в ней формой диспута, Абеляр стал вызывать учителя на философские споры, из которых выходил победителем. Он умел искусно защищать оригинальную позицию, какую занял в волновавшем науку и церковь вопросе об универсалиях, т.е. о природе общих и отвлеченных понятий. По этому вопросу шла борьба между номиналистами и реалистами. Как более гармонирующее с религиозными идеями, учение реалистов было признано в церковной науке. Абеляр выступил против обоих учений с собственной теорией, которую философия назвала концептуализмом. По-видимому, у Абеляра она заключалась в смягченном номинализме: реальны не только отдельные предметы, но и общие имена – это не пустой звук: они соответствуют тому понятию, концепту, которое, при сравнении отдельных предметов, образует наша мысль и которое имеет своеобразную духовную реальность. Гильом де Шампо был «реалист». В борьбе с ним Абеляр неоднократно вынужден был покидать Париж. В 1108–1113 гг. он открывает самостоятельные курсы (всегда имевшие блестящий успех) в Мелене и Корбее; снова вступает в ряды учеников и соперников Гильома де Шампо, заставляет его отказаться от его философской позиции и доводит назначенного Шампо профессора-заместителя до того, что тот добровольно сходит с кафедры, уступая ее Абеляру. Он появляется в Лане, в аудитории столпа реализма Ансельма Ланского, которого он также подрывает своими возражениями и публично характеризует как «рутинера и ритора, наполнявшего дымом свой дом, когда хотел его осветить»; затем снова в Париже, где «разбивает ученый лагерь на горе Св. Женевьевы, чтобы осаждать оттуда врагов». Осада кончилась капитуляцией неприятеля. Гильом закрыл свою опустевшую школу, его ученики перебежали к Абеляру. Даже старейшая парижская аудитория – школа «Notre-Dame» – досталась Абеляру как профессору и руководителю.

 



 
PR-CY.ru