АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ – иллюминированная рукопись Евангелия-тетр. Написано на пергамене округлым еркатагиром (вид унциала) в два столбца, содержит 360 листов, 30х22 см. Согласно колофонам, создано в 1211 г. писцом Акопом в скриптории монастыря по заказу священника Саака из Ани. Переплетено Абраамом в монастыре Оромос близ Ани. Иллюстрировано художником Маркарэ в монастыре Бехенц (Ани). Украшено десятью хоранами, миниатюрами «Вход Господень в Иерусалим» и «Посвящение рукописи Иисусу Христу заказчиком священником Сааком и его братом Аракелом», титульными листами и портретами евангелистов перед каждым из Евангелий, многочисленными декоративными маргиналиями и орнаментированными инициалами в тексте. Послание Евсевия вписано в квадрифолий, обрамлённый орнаментальным прямоугольником. Восемью парных канонов на разворотах богато украшены прямоугольной заставкой на трёх колоннах. Над заставками, на карнизах и по сторонам колонн – символические птицы, цветы, деревья со змеей, свечи, лампады. Текст титулов написан золотом. Инициал (иногда с символом евангелиста) и несколько букв первой строки титулов написаны золотом и мозаично набранным цветом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука представлены в традиционной иконографии – сидящими, апостол Иоанн – стоящим рядом со своим учеником Прохором на фоне храма, архитектура которого напоминает Звартноц. Исследователи отмечают, что для анийских рукописей XIII в., вслед за Ахпатским Евангелием, становятся характерными новые черты в системе иллюстрирования. Так, изображение полумесяца над крестом, обязательной правой маргиналии одного из титулов, переходит в последующие анийские Евангелия. В Ахпатском Евангелии впервые введены в качестве декоративного элемента буквы в виде орнамента, которыми написан колофон заказчика на титульном листе Евангелия от Луки, что в дальнейшем приведёт к явлению, параллельному «ложному куфи» (потеря читаемости букв, превращение их в узор). Нововведением исследователи считают колофоны, вписанные в архитектурные мотивы хоранов, и включение в композицию хоранов фигур, трактуемых как жители Ани: водоноса и рыболова по имени Шераник, священнослужителей, музыканта, играющего на сазе. Таким образом, иллюстрации Ахпатского Евангелия, по мнению исследователей, отличаются этнографической ценностью и семантической многослойностью. В миниатюре «Вход Господень в Иерусалим», представленной как бытовая сцена, постройки отражают анийскую архитектуру, однако все элементы, вплоть до одежды, входят в иконографическую формулу, свойственную монофизитским рукописям (например, сирийская яковитская книга «Избранные евангельские чтения», 1220 г.). Исследователи отмечают, что в Ахпатском Евангелии отражены типичные черты восточно-христианского искусства XIII в.: иероглифичность предметных и фигурных форм, ковровый орнамент, пёстрое цветовое решение и др. Восточные особенности Ахпатского Евангелия исследователи считают следствием длительного сельджукского окружения, отразившегося на развитии анийской культуры XIII в.

 
PR-CY.ru