АГНИЯ, Агнесса, Анна

АГНИЯ, Агнесса, Анна (ум. в III или начале IV в.) – мученица Римская (память в Западной церкви 21 января, 5 июля; в Западной церкви 21 или 28 января). Житие этой святой известно исследователям в трёх редакциях, составленных в конце IV – начале V вв. на основе письменных актов и устного предания Амвросием Медиоланским, папой Дамасом и Пруденцием. Дошедшие до нас мученические акты Агнии считаются неподлинными. Источники единодушны лишь в том, что во время мученичества Агнии было 12 лет. Агния родилась в Риме в богатой и знатной семье. Уже в 12 лет она получила предложение выйти замуж за сына римского претора Симфрония, пленённого её красотой, но Агния, решившая посвятить себя Богу, отказала ему. Амвросий Медиоланский сообщает, что за это она была усечена мечом. По другой версии, Агния по приговору суда раздели и выставили на улице, но распущенные густые и длинные волосы прикрыли её наготу. Агнию отвели в публичный дом. Там при покушении на её чистоту совершилось чудо: явился ангел и облачил Агнию в белую одежду, от которой комната, где находилась святая, наполнилась ослепительным сиянием, а все, кто приходил в публичный дом, повергались на колени пред святой девой и уходили, прославляя Бога. Был в их числе и сын Симфрония, ранее искавший её руки; его не остановило чудесное сияние, и как только он попытался прикоснуться к Агнии, тотчас упал замертво. По просьбе его отца Агния воскресила юношу, обратившись с молитвой к Богу. Воскресший юноша и 160 человек, свидетели этого чуда, прославили Бога, стали христианами и впоследствии были усечены мечом. Мученицу обрекли на сожжение, но она вышла из огня невредимой. По словам папы Дамаса, Агния всё же приняла мученическую кончину на костре, Пруденций пишет, что она была обезглавлена. Исследователи не могут точно установить время её кончины: это произошло либо в середине III в., в гонение императора Деция или Валериана (251 или 258–259 гг.), либо в начале IV в., в гонение Диоклетиана (303–304 гг.). Родители похоронили Агнию недалеко от своей римской виллы на Номентанской дороге. На собравшихся у её могилы христиан напали язычники и побили камнями осмелившуюся обличать их сверстницу Агнии св. Емерентиану, память которой отмечается в тот же день; тотчас многие из убийц пали замертво, поражённые молниями. Через несколько дней после этого произошло чудесное явление Агнии своим родителям в сонме девственниц с непорочным агнцем, символом Христа, на руках. Поэтому символ Агнии – ягнёнок. Исследователи полагают, что и само имя мученицы – это имя, данное ей при крещении, а её первоначальное имя неизвестно. Августин Блаженный отмечает, что само имя Агнии указывает на её добродетель. Почитание Агнии установилось в Риме уже к IV в. и вскоре распространилось во всей Западной церкви. Её память 21 января присутствует в древнейших календарях – римском Бухерианском (354 г.) и Карфагенском (V или VI в.); мартиролог Иеронима указывает также празднование «восьмого дня» (явление Агнии родителям на восьмой день после смерти). При этом о времени мученичества Агнии точных известий нет, а его обстоятельства излагаются по-разному уже в самых ранних источниках. Существует также память некой мученицы Анны (5 июля), которая отождествляется с Агнией. Усыпальница Агнии на Номентанской дороге составляет центр комплекса христианских погребений знаменитой катакомбы её имени (сохранилась часть надгробной плиты с надписью: «AGNE-SANC-/TISSIMA»). По сообщению Никифора Каллиста Ксанфопула, мощи Агнии хранились в Константинополе в церкви св. Лаврентия в Пульхерианах.

 



 
PR-CY.ru