АГАФИЯ

АГАФИЯ (ум. около 251 г.) – мученица Палермская [Катанская] (память 5 февраля). Родилась в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, как полагают исследователи, при императоре Деции. Имя этой святой исследователи встречают в древнем Карфагенском календаре (первая треть VI в.). В латинской версии Жития, написанной не раньше VI в., рассказывается, что её преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил её в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток Агафия была чудесным образом исцелена явившимся к ней апостолом Петром. Спустя некоторое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498–514 гг.) основал церковь св. Агафии на Аврелиевой дороге; Григорий I Великий (590–604 гг.) освятил в её честь готскую церковь в Риме, основал монастырь святых Максима и Агафии в Палермо, поместил часть мощей мученицы в церкви св. Стефана на острове Капри. Император Василий II и его брат Константин VIII в 976–1028 гг. перенесли её мощи в Константинополь, где уже с IX в. существовала церковь во имя мученицы Агафии, упомянутая в панегирике Агафии патриарха Мефодия. Однако после захвата Константинополя латинянами (1204 г.) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 августа), Агафия считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 августа. Установлены различные дни почитания и в других областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие Агафии было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце. Пространное Житие святой переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было вновь переведено на славянский язык, по мнению исследователей, сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое Жития св. Агафии под 5 февраля были включены в Великие Минеи Четьи. Канон Агафии (второго гласа) сочинён Феофаном Начертанным (ум. в 845 г.), имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со второй песнью, усечённой в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греческой и славянской Минеях (например, конца XI и XII вв., Исторический музей). В греческой также помещён вышедший из употребления канон Иосифа (ум. в 883 г.) со второй песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греческой рукописи более распространён по сравнению с текстами печатных Миней. Минея иерусалимского типа (вторая четверть XIV в.) отражает следующую стадию развития службы Агафии, более близкую к современной практике: под 5 февраля объединяются отдание праздника Сретения, память Агафии и память св. Вукола (6 февраля), поэтому гимнография Агафии сокращается – остаются канон Феофана и три стихиры. В целом служба, соединённая со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее, употребляемой в богослужебной практике РПЦ, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием современной греческой афинской Минеи. Славник на вечерне в печатных греческой и славянской Минеях атрибутируется Феодору Сикеоту. В Типиконе Великой церкви (Х в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского (XI в.) отмечена память Агафии, совершавшаяся в её мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей с общим тропарём мученице, сохранившимся и в современной литургической практике.

 



 
PR-CY.ru