АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ

АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ

1. Сант-Аполлинаре ин Классе возведена (532–536 или 535–538 гг.) в бывшем портовом пригороде Классе на месте погребения первого епископа Равенны священномученика Аполлинария, обращавшего в I в. жителей города в христианство. Храм создан епископом Урсицином (532–536 гг.) на средства состоятельного жителя города Юлиана Аргентария, освящён в 549 г., после перехода Равеннской кафедры от ариан к православной церкви. Это типичная североитальянская базилика с открытой изнутри балочной кровлей, просторным центральным нефом, отделённым аркадами от боковых (опираются на 24 колонны греческого мрамора с византийскими базами и капителями), с большой полукруглой апсидой с востока (в IX в. под ней устроена крипта), с нартексом (поздняя реконструкция) и круглой в плане колокольней (достроена в кон. X в.) с запада. Интерьер базилики Аполлинария в Классе претерпел много изменений: присутствуют разные хронологические слои художественного декора (около 549, 671–677 гг., IX в., XII в.), мозаики неоднократно поновлялись, утрачена мраморная облицовка, снятая по приказу Дж. Малатесты в 1449 г. для украшения «Темпьето Малатестиани» в Римини. К первоначальному убранству базилики Аполлинария в Классе исследователи относят мозаики алтаря, которые являются одной из самых сложных по замыслу программ юстиниановской эпохи. В своде конхи представлена двухчастная композиция с символическим изображением Преображения Христова. В центре, в медальоне, на голубом фоне, усыпанном звёздами, изображён крест с оглавным образом Христа в средокрестии. По сторонам медальона, вверху на золотом фоне в облаках – полуфигуры пророков Моисея и Илии, внизу (у подножия креста) – три агнца, символические изображения апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во втором регистре, представляющем преображённую землю, центральным является изображение священномученика Аполлинария в епископском облачении, в рост, с воздетыми в молении руками (жест оранта). Справа и слева от фигуры святого расположено по шесть агнцев – традиционный для алтарных росписей сюжет, представляющий 12 апостолов. К середине VI в. исследователи относят изображения четырёх епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещённые в простенках окон апсиды, на крайних из которых сохранились композиции второй половины VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви императору Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре – медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже – символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат которых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах – архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.). Из базилики Аполлинария в Классе происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI–VII вв.) так называемого равеннского типа, дающая исследователям представление о переходном итало-византийском этапе от античных форм к христианским погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христианского искусства представляет собрание архитектурных деталей базилики Аполлинария в Классе, среди которых престол времени архиепископа Максимиана (первая половина VI в., реставрация 1753 г.), восемь колонн от первоначальных кивориев и др. Сант-Аполлинаре Нуово воздвигнута королём остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526 г.) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского. Освящение престола в память священномученика Аполлинария, епископа Равеннского, состоялось в середине IX в., после перенесения в базилики Аполлинария Нуово мощей святого. Тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), чтобы отличить её от других городских церквей с тем же посвящением, главным образом, от базилики Аполлинария в Классе, где первоначально покоились мощи священномученика.

 



 
PR-CY.ru