АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ

АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ – споры в протестантизме XVI–XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Филипп Меланхтон. На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католической церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религиозные отношения на территории Римско=Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским собором. Согласно ему, допускалось причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католический ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Южной Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом императорской власти, многие протестантские проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герцог Мориц Саксонский, получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввёл в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Филиппа Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Филипп Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестантских тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католический лад. Составители интерима объявляли, что не только определённые богослужебные формы и обряды, но и сами таинства миропомазания, елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно которых возможен компромисс с католиками. Филипп Меланхтон охарактеризовал их греческим термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Филиппа Меланхтона выступили виттенбергские теологи Иоганн Бугенхаген, Георг Майор и Пауль Эбер, а также лейпцигский теолог Иоганн Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского религиозного мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. Адиафористские споры закончились фактической победой ортодоксального лютеранства. Вторая волна Адиафористских споров относится к XVII в. и была связана с идейной борьбой между ортодоксальными лютеранами и сторонниками пиетизма, основоположниками которого были Филипп Якоб Шпенер и Август Герман Франке. Спор шёл о том, являются ли греховными светские радости – танцы, театр, украшения, игра в карты и т.д. Лютеране-ортодоксы видели в этих явлениях «адиафору», т.е. то, что не должно нормироваться, оставаясь в рамках свободы индивида. Пиетисты, напротив, считали подобные увлечения греховными. Поводом для споров стало строительство в 1681–1687 гг. Гамбургской оперы.

 
PR-CY.ru