АЛТАРНИК

АЛТАРНИК – в современной русской церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения. Термин «алтарник» появился около середины XX в. (в древнерусском языке было аналогичное слово «олтарникъ», обозначавшее, однако, священника или священнослужителя вообще). Принятый в РПЦ Типикон называет человека, выполняющего основные обязанности алтарника, параекклисиархом или кандиловжигателем; в дониконовских архиерейских Чиновниках был чин поставления свещеносца, впоследствии объединённый с чином поставления чтеца. Старое русское название алтарника – пономарь, до XX в. обязанности алтарника часто выполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на службе. В настоящее время служение алтарника сочетает в себе функции свещеносца (пономаря, параекклисиарха) и чтеца (дьячка, псаломщика). Согласно правилу 69 шестого Вселенского собора алтарник должен поставляться архиереем по чину чтеца (или, по крайней мере, свещеносца); в настоящее время в практике РПЦ послушание алтарника в том или ином храме несут по благословению настоятеля этого храма миряне; такая практика может быть оправдана на основе правила 14 седьмого Вселенского собора. Настоятель храма избирает алтарника из мирян-мужчин. Алтарник должен отличаться высокими нравственными качествами и вести истинно христианскую жизнь; отлучённые от причастия полностью отстраняются от служения алтарником. К богослужению и к алтарю алтарник должен относиться с особенным благоговением и знать порядок богослужения и Типикон. Поскольку алтарник участвует в богослужении и в качестве чтеца, при выборе алтарника важны голосовые и музыкальные данные кандидата. В современной церковной практике, как правило, все готовящиеся принять сан священника некоторое время несут послушание алтарника. Во время богослужения алтарник облачается в стихарь (практика ношения стихаря всеми служащими в алтаре, в том числе не получившими хиротесии, появилась в РПЦ на рубеже XIX–XX вв.), благословившись у одного из священников. Иногда стихарь надевается на подрясник, но негласное правило, действующее в большинстве епархий РПЦ, разрешает носить подрясник только тем, кто имеет на это благословение архиерея. В обязанности алтарника входит: 1) перед службой готовить облачения для священников и диаконов, зажигать лампады в алтаре и на иконостасе; перед литургией готовить просфоры, вино, воду, теплоту, кадило; перед всенощным бдением – кадило, свечи, стол с хлебами, пшеницей, вином и елеем и т.д. 2) Участие в службе в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов алтарник несёт свечу (а в некоторых случаях и кадило); готовит кадило, зажигает свечи, разогревает теплоту и подаёт их в нужный момент священнослужителям; звонит в алтарный колокол. 3) Участие в службе в качестве чтеца: алтарник обычно читает повечерие, полунощницу, часы, изобразительны, во время вечерни и утрени – псалмы, кафизмы, паремии, шестопсалмие, канон и др.; может читать «Апостол» на литургии. 4) Участие в службе в других качествах: чтение записок и синодиков во время поминовения живых и усопших, подавание плата для отирания уст во время причащения мирян, помощь священнику при совершении таинств и треб (в том числе в качестве певчего и звонаря). 5) алтарник убирает в алтаре. В монастырях обязанности алтарника несут по благословению настоятеля или наместника монастыря определённые на это монахи (в женских монастырях – немолодые монахини, по правилу 15 Константинопольского патриарха Никифора); глава 41 «Типикона» советует монахам нести это служение по очереди. При архиерейском богослужении обязанности алтарника выполняют иподиаконы. В греческих церквах мужчин, исполняющих обязанности алтарника, называют «молодой человек», реже – «кандиловжигатель». В католической церкви функции алтарника выполняют аколиты (см. Аколуф) и министранты (служители), именуемые в некоторых языках по аналогии с русским «алтарниками» (например, англ. altar boy).

 
PR-CY.ru