АКИЛА и ПРИСКИЛЛА - Страница 2

В первой половине XIV в. оно было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV в. В XVI в. краткое Житие святых включено под 14 июля и 13 февраля в Великие Минеи Четьи. Мощи мучеников находятся в Риме в церкви мученика Приски. Память Акилы и Прискиллы отмечена в большинстве древних месяцесловов: в Типиконе Великой церкви под 13 февраля (X в.) и др. Мессинский Типикон (1131 г.), который является италийской редакцией Студийского Устава, предписывает петь 13 июля службу Акиле с «Аллилуия». В другом Уставе студийской традиции – Евергетидском Типиконе (XI в.) – память Акилы находится под 14 июля, где указаны элементы последования: стихиры (первого гласа), канон Иосифа (второго гласа), седален (четвёртого гласа); с большой степенью вероятности исследователи утверждают, что это те же песнопения, что и в печатных Минеях. Некоторые ранние списки Иерусалимского устава (например, XII в.) содержат память Акилы под 13 июля; поздние Типиконы иерусалимской традиции помещают её под 14 июля. Первый русский печатный Устав 1610 г. и греческие Типиконы указывают петь 14 июля службу Акиле без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). Устав, используемый ныне в РПЦ, предписывает шестеричную службу Акиле соединять с последованием мученикам Кирику и Иулитте, т.к. в день их памяти (15 июля) совершается бденная служба св. равноапостольного князя Владимира. По составу служба мало изменилась со времён введения Студийского устава (однако в современных печатных Минеях Акиле указан общий тропарь апостолу). Из греческих рукописей исследователям известен не вошедший в печатные Минеи канон Акиле восьмого гласа. Изображение Акилы и его супруги Прискиллы в мучении есть в Минологии Василия II (976–1025 гг.): Акила, усекаемый мечом, представлен средних лет мужем с тёмной бородой. Отдельные изображения Акилы есть в настенных минологиях: в нартексе церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг., – в образе средовека, в рост, с высоко воздетым крестом в руке; в нартексе архиепископа Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г., – в рост; на фреске церкви святителя Николая в Пелинове, 1717–1718 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., даёт противоречивые сведения об образе Акилы, предписывая изображать апостола в первом случае старцем «с бородою, разделённой на пять прядей», а в описании мучений говорит о нём, без упоминания апостольского чина, как о юном мученике «с бородой, едва показавшеюся», указывая, что он был усечён мечом. Строгановский иконописный подлинник (последняя треть XVIII в., Библиотека Академии Наук) представляет апостола старцем в святительском облачении.



 
PR-CY.ru