АКЕПСИМ, ИОСИФ и АИФАЛ - Страница 2

По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), тогда как в первом русском печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба великомученику Георгию с прибавлением последования Акепсиму, Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в Русской и Греческой церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (например, XII в.). В современной греческой Минее помещён канон Иосифа Песнописца с акростихом, в русской – анонимный (четвёртого гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поётся стихира Ефрема Карийского. Из рукописей христианского Востока исследователям  известны два канона Акепсиму, не вошедшие в печатные Минеи, – поэта Киприана (XI–XII вв.) и анонимный (XIII и XII вв.). Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: Акепсим в омофоре, с кодексом в руках, пресвтер Иосиф в священнической фелони, диакон Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников есть в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в.); в греко-грузинской рукописи (XV в., Российская национальная библиотека) – Иосиф изображён с кадилом и чашей в руках, Аифал – с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии – Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На русской минейной иконе начала XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) дано изображение одного Акепсима. На миниатюре Минология Василия II (976–1025 гг.) представлено мученичество святых (Акепсиму отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из монастыря великомученицы Екатерины на Синае), конец XI – начало XII вв.; в рукописном Минологии (1327–1340 гг.); в настенных минологиях нартексов церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг., и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), 1386–1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою»; отдельно отмечено, что Иосиф – «старец с остроконечною бородою», а Аифал – «юный, без бороды».



 
PR-CY.ru