Словарь по христианству А АКЕПСИМ, ИОСИФ и АИФАЛ

АКЕПСИМ, ИОСИФ и АИФАЛ

АКЕПСИМ, ИОСИФ и АИФАЛ (ум. в 378 или 379 г.) – священномученики Персидские (память 3 ноября, в Греческой церкви 22 апреля). В конце великого гонения при шаханшахе Шапуре II (309–379 гг.) 80-летний старец Акепсим, епископ из Хенайты (Наессона), гористой местности в северо-восточной части Адиабены (в верховьях Большого Заба), был схвачен и доставлен в Арбелу вместе с пресвитером Иосифом и диаконом Аифалом (Айталлахой). Там их допросил сасанидский наместник, приказавший затем заковать мучеников в цепи и отправить в Мидию (северо-западную область державы Сасанидов). После трёх лет, проведённых в темнице в страданиях от ран, голода и жажды, узники предстали перед судом мобедан-мобеда (верховного зороастрийского жреца) Адуршапура, который вынес Акепсиму смертный приговор. Казнь через усечение мечом свершилась в октябре 378 г. Дочь царя Армении, пребывавшая в качестве заложницы в одной из мидийских крепостей, усыпив бдительность охраны, похитила тело священномученика и с почестями предала земле. Иосифа и Аифала Адуршапур также не смог принудить к отречению от веры и переправил их мобеду Адиабены, распорядившись, чтобы непокорных христиан забили камнями их же единоверцы. После новых допросов и истязаний со стороны властей Иосиф был насмерть забит камнями в Арбеле. Благочестивая горожанка, отказавшаяся от участия в экзекуции, разделила судьбу мученика. Тем же способом в 379 г. в ставке наместника провинции Бет-Нухадра был умерщвлён диакон Аифал. Над честными останками мучеников совершались многие чудеса. В версии Жития, которую приводят болландисты, фигурирует св. Снандулия, навещавшая в тюрьме Иосифа и Аифала. Аифал и его сподвижники были последними жертвами страшных преследований персидских христиан, которые продолжались в течение сорока лет, когда, по утверждению Созомена, погибло 16 тыс. человек. Пространное Житие святых мучеников переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое Житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое Жития включены под 3 ноября в Великие Минеи Честьи. В Типиконе Великой церкви (IX–X вв.) указано совершать память Акепсима, Иосифа и Аифала в «профитеоне св. пророка Елиссея», зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и других источниках. В Студийско-Алексиевском Типиконе (XII в., Исторический музей) и Мессинском Типиконе указана память мучеников, на утрене предписано читать их Житие.

 



 
PR-CY.ru