Словарь по христианству А АКИЛИНА

АКИЛИНА

АКИЛИНА (ум. в 293 г.) – мученица Библская (память 13 июня); происходила из города Библ (Вивл) в Финикии. Когда Акилине было 2 года, умер её отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христианском благочестии. Крестил Акилину местный епископ Евфалий. Когда по приказу императора Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица Акилина убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов Акилина предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскалёнными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий Акилина упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил её, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Однако он не раскаялся в злодеяниях и приговорил Акилину, которой шёл 12-й год, к усечению мечом. Акилина предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсёк голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи Акилины были перенесены в Константинополь, где близ Формума в квартале Филоксена был построен храм её имени; в царствование императора Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон Акилине составил Иосиф Песнописей (IX в.). Краткое Житие святой переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было вновь переведено на славянский язык (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV в. В XVI в. Житие включено под 13 июня в Великие Минеи Четьи. Эта мученица особо почиталась в Византии. Её память содержится в большинстве греческих Месяцесловов: в Типиконе Великой церкви (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем её мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах», в Стишном Прологе придворного константинопольского поэта XI в. Христофора Митилинского и во многих других источниках. Согласно Мессинскому Типикону (1131 г.) и некоторым спискам Иерусалимского устава совершается служба с Аллилуия двум святым (Акилине и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному русскому Типикону 1610 г. и Уставу, используемому современной Греческой и Русской церквами, – служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова). Служба Акилине известна уже по Минеям студийского типа. Канон (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа) Акилине составлен Иосифом Песнописцем (ум. в 886 г.) с акростихом «Приими пение, добротворивая Акилино». По греческим рукописям, хранящимся в библиотеках христианского Востока, исследователям известно два не вошедших в печатные Минеи канона Акилине – Георгия (X в.) с алфавитным акростихом и Арсения (1342 г.) с акростихом. Единоличные изображения Акилины как мученицы с крестом в руке представлены в греко-грузинской рукописи, XV в. (Российская национальная библиотека), – в рост, в трёхчетвертном развороте вправо, облачена в голубой хитон и красный гиматий, на голове белый плат; в росписи церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде, конца 1460 – начала 1470 гг.; на русской минейной иконе на июнь, начало XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), – в синем хитоне и красном мафории; на гравированной минее 1722 г. Григория Павловича Тепчегорского (Российская национальная библиотека). Изображение мученичества святой (усекновение мечом) имеется в календарных циклах росписей церквей: великомученика Георгя в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг., и Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г. Акилине посвящён северный придел в трапезной церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве (1824 г.).

 
PR-CY.ru