АГАПИЯ, ХИОНИЯ и ИРИНА - Страница 2

В первой половине XIV в. оно было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. Жития святых мучениц (пространное и краткое стишное – под 16 апреля, краткое нестишное – под 22 декабря) были включены в Великие Минеи Четьи. Типикон Великой церкви (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апреля, тогда как в Константинопольском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским, их память обозначена 16 апреля. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апреля, а иногда – 16. В Иерусалимском уставе празднование их памяти чётко закрепляется за 16 апреля. Канон Иосифа Песнописца (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (например, XII в.), с акростихом (не указан в славянской печатной Минее), вписанным в тропари и богородичны, и седален в современных печатных Минеях, греческих и славянских, совпадают; кондак еcть только в славянских, а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII–XIV вв. исследователям известен канон Георгия (четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа), не вошедший в печатные Минеи, с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131 г.), этим мученицам полагается служба с Аллилуия, как и в русских Типиконах – первопечатном 1610 г. и принятом в настоящее время. Образы Агапии, Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII–IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках церкви Санта-Мария-Антиква, VII в., и церкви Сан-Мартино-аи-Монти, 847–855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, две из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В византийском искусстве получил распространение другой тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии – Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327–1340 гг.) и в греко-грузинской рукописи (XV в., Российская национальная библиотека) – Агапия и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, последняя треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, конец XVI в. (Третьяковская галерея), на вологодской минейной иконе, конец XVI в. (Вологодский музей-заповедник). Мученичество Агапии, Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II – две мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья – рядом, пронзённая мечом, святые облачены в туники и мафории (976–1025 гг.); в настенном минологии кафоликона монастыря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной Агапии – на фреске настенного минология нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия), 1348–1350 гг.



 
PR-CY.ru