Словарь по христианству А АГАПИЯ, ХИОНИЯ и ИРИНА

АГАПИЯ, ХИОНИЯ и ИРИНА

АГАПИЯ, ХИОНИЯ и ИРИНА (ум. в 304 г.) – мученицы Солунские (Иллирийские; память 16 апреля; в Сирийской церкви 2 апреля; в Греческой церкви 22 декабря – со святыми Анастасией и Хрисогоном; в Западной церкви 1 или 5 апреля, 25 декабря). Память Солунских мучениц Агапии и Хионии встречается уже в древнейшем восточном Месяцеслове – Сирийском (411/412 г.). Древнейший вариант Жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в рукописи 916 г. Агапия, Хиония, Ирина и три другие благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после первого эдикта Диоклетиана от 23 февраля 303 г., а затем вторично после четвёртого (зима 304 г.), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к римскому правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христианские книги, хранение которых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой римской администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. Агапия и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по другой версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осуждённых Житие не сообщает. История Агапии, Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впоследствии включена в Житие св. Анастасии Узорешительницы, и действие перенесено в Аквилею. Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передаёт мучениц Дулкитию, который вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передаётся Сиссинию, он выносит приговор Агапии и Хионии, а за Ириной, после её чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, поражённая стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций Агапия, Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы. Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), которая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Латинский перевод их был выполнен кардиналом Гаглимо Сирлето (XVI в.) и использован Лаврентием Сурием и Тьери Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло. Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греческая служба. Пространное Житие святых мучениц переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского.

 



 
PR-CY.ru