«АСМАТИК», «Азматик»

«АСМАТИК», «Азматик» (от греч. – песненный) – собрание отдельных псалмовых стихов с припевами, характерными для песненного последования. Содержится в единственном древнерусском списке – «Благовещенском Кондактаре» XII в. (Российская национальная библиотека), где помещён после полиелея – полностью распетого на восемь гласов 135-го псалма с припевами (с ананейками) – и тропаря Пасхи. Исследователи предполагают, что надписание «Асматик» указывает на способ исполнения содержащихся в этом разделе стихов. По мнению исследователей, его включение в «Кондакарь» произошло по аналогии с содержанием предшествующего раздела (Пс. 135): «Асматик» начинается со второй половины первого стиха 134-го псалма – «раби Господа», а его последний подраздел (стихи и припевы восьмого гласа) – с первого стиха 136-го псалма. Полустишия и припевы распеты в системе осмогласия и распределены по гласам (седьмой глас пропущен). Использованный в «Асматике» способ членения текста псалмов и мелоса на краткие фрагменты сходен с монастырским типом псалмопения, известным исследователям по студийской традиции (например, аллилуарии Феодора Студита в Типографском «Уставе с Кондакарём» – Третьяковская галерея, XII в.). Он включает полустишия избранных псалмов (Пс. 6, 9, 11, 23, 37, 134, 136 и др.) и припевы-гипопсалмы. Текст содержит значительное количество греческих слов в славянской транслитерации. Псалмовые стихи сопровождаются преимущественно простыми знаками знаменной нотации, соответствующими силлабическому типу пения, припевы содержат большие ипостаси кондакарной нотации и многочисленные аненайки, свидетельствующие о мелизматическом пении. В записи «Асматика» наряду с другими песнопениями «Кондакаря» исследователи видят след влияния песненного последования на монастырское богослужение.

 
PR-CY.ru